|
Археологи нашли в Израиле «печать Самсона» - библейского героя, порвавшего руками льва и убившего тысячу филистимлян челюстью мертвого осла
Печать диаметром 15 миллиметров с изображением человеческой фигуры и льва была обнаружена на археологических раскопках в Бейт-Шемеше - городе, упоминаемом в Ветхом Завете как место остановки каравана филистимлян, возвращавшего Ковчег Завета в Израиль после кражи. Древний Бейт-Шемеш был расположен между двумя другими библейскими городами - Цорахом и Эштаолом. Согласно Ветхому Завету именно в этой местности родился, вырос и совершал свои знаменитые подвиги, описанные в Книге Судей, богатырь Самсон. Место находки, рисунок и датировка печати не оставляют почти никаких сомнений, что на ней изображен прославленный герой, порвавший руками молодого льва, как мелкого козленка, и убивший тысячу разъяренных филистимлян челюстью мертвого осла. Сама по себе печать не дает ответа на вопрос о точном времени возникновения легенды, и был ли Самсон реальным историческим или все-таки собирательным образом, мифическим героем. Тем не менее, найденная в Бейт-Шемеше печать «поможет увязать эту библейскую историю с археологическими данными», уверен один из руководителей раскопок профессор Университета Тель-Авива Шломо Бунимовитц, работающий на факультета археологии и древних цивилизаций Ближнего Востока. «Если мы правы, и на печати действительно изображен человек, повстречавшийся со львом, это свидетельствует о том, что в определенный исторический период легенда о Самсоне действительно имела хождение в области, прилегающей к Бейт-Шемешу. Находка датируется довольно точно», добавляет Бунимовиц. Согласно пресс-релизу университета, печать была обнаружена среди прочих артефактов на полу раскопанного дома в слое, датируемом XII в. до н.э. Легенды о Самсоне складывались именно в это время, известное как «эпоха судей», когда еврейский народ управлялся так называемыми «героями-судьями» вплоть до воцарения Саула (первого еврейского царя теократо-монархического периода, основавшего объединённое Израильское царство во второй половине XI в. до н. э.), а библейский Бейт-Шемеш был пограничным городом, вокруг которого в непосредственной близости друг от друга проживали народы, отношения между которыми в силу культурных, этнических и религиозных различий простотой не отличались - аборигены ханаанеи, пришельцы филистимляне и евреи - представители колен Дана и Иегуды. Собственно, именно эти пограничные реалии и отображает цикл историй о Самсоне. Несмотря на то, что Самсон происходил из колена Дана, библейский богатырь постоянно наведывался «за границу», всю жизнь, к неудовольствию соотечественников, проявляя повышенные интерес к филистимским женщинам, что, в конечном итоге, его и погубило. Пришельцы филистимляне, осевшие в конце второго тысячелетия до н.э. в приморской части Палестины, происходили с островов Эгейского бассейна, откуда они в составе воинственных «народов моря» переселились сначала в Египет в район к востоку от дельты Нила, а позднее достигли южных границ Ханаана (к тому времени уже завоеванного еврейскими племенами), где к ним присоединилась другая часть их соплеменников, переселившихся сюда уже непосредственно с острова Крит. В Палестине воинственные и деятельные филистимляне (часть ученых полагают, что это могли быть индоевропейские племена) образовали мощный культурно-политический анклав, постоянно практикуя набеги и захват аборигенных ханаанейских поселений, одним из которых и был библейский Бейт-Шемеш. Легенды о Самсоне, собранные в Книге Судей, отображают двойственный характер отношений между евреями и филистимлянами. В условиях царившей в древней Палестине чересполосицы враждовавших друг с другом мелких городов и государств союзы с евреями, направленные против ханаанеев, были тактически выгодны филистямлянам, осуществлявшими территориальную экспансию. Выгодны они были и евреям, но только до поры до времени, так как эта экспансия затрагивала и их интересы, ведь в конечном итоге более развитые филистимляне начали доминировать в этом регионе и, согласно Библии, даже сумели на сорок лет «поработить» израильтян. Именно так - в терминах «дружбы-ненависти» - описывает отношения израильтян с пришельцами-соседями Книга Судей. Сначала Самсон разрывает молодого льва по дороге на свадебную пирушку с филистимлянами, потом всячески их терроризирует, используя всевозможные подручные средства - лисиц с привязанными факелами, от которых сгорели филистимские поля, челюсть мертвого осла и даже землетрясение - именно так некоторые ученые трактуют историю про последний подвиг Самсона, обрушившего целый дом на себя и своих врагов. «Когда вы пересекаете границу, по другую сторону вы встречаете не только друзей, но и врагов - вы встречаете льва. Легенды о Самсоне - это история контактов и конфликтов на границе, которая была не только политической, но и культурной», резюмирует второй руководитель раскопок доктор Цви Ледерман. Только теперь под библейскими легендами, повествующими о тех бурных временах, стоит самая настоящая печать - «печать Самсона», изображающая встречу льва с героем.
Автор: Дмитрий Малянов
| |