|
В российский прокат выходит откровенная драма о секс-туризме австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Рай: Любовь». Картина участвовала в основном конкурсе недавнего Каннского кинофестиваля и одной из программ ММКФ.
Есть ли жизнь после климакса
Главная героиня фильма Тереза (Маргарете Тизель) - тучная 50-летняя дама, сдав бестолковую дочь-подростка родственнице на постой, отправляется на отдых в Кению. Уложив свое дряблое тело на шезлонг, Тереза пускается в обсуждение прелестей местного рая с подругой, приехавшей раньше и уже освоившейся в гостеприимной Африке. Та со знанием дела советует Терезе дополнить пакет all inclusive услугами интимного характера, в подробностях описывая достоинства местных бич-боев. «Акуна матата!» - и чернокожие атлеты, которые с утра до вечера толпятся на пляже, готовы не только всучить туристке грошовые сувениры, но и подарить неземную вечную любовь.
Поначалу Тереза уморительно смущается настойчивых африканцев: «Не надо, я вас боюсь!» - точь-в-точь Фрекен Бок из мультика о Карлсоне. Но вскоре оттаивает, и вот уже один, второй, а затем и третий любовник ублажает пожилую туристку в обшарпанных интерьерах своих лачуг. «Ты совсем не старая, мама, это по любви», - на ломаной смеси немецкого и английского уверяет ее кенийский ухажер, но тут же признается, что рад бы получить от нее хрустящих купюр, да побольше. Нет-нет, деньги нужны вовсе не ему, а больному отцу, сестре с детьми, брату, попавшему в аварию - нужное подчеркнуть.
Так героиня становится одной из sugar mamas - так называют европеек, которые содержат своих кенийских любовников и пытаются прожить вторую молодость, наслаждаясь их гибкими телами. Эта взаимная эксплуатация может продолжаться бесконечно, вот только чем чаще Тереза обращается с ними, как с кусками мяса, тем сильнее она чувствует одиночество и стыд, прекрасно понимая, что ни один искренний взгляд не купишь за деньги.
Вера, надежда, любовь
Ульрих Зайдль, начинавший свою карьеру с документалистики, в своих работах («Импорт-экспорт», «Животная любовь») придерживается реалистической манеры съемки. На роли африканских хастлеров режиссер пригласил не профессиональных актеров, а настоящих кенийцев, имеющих опыт общения с «сахарными мамами». Почти все диалоги - импровизация.
Будто со стороны режиссер наблюдает за людским уродством - как моральным, так и физическим: в многочисленных постельных сценах Зайдль выставляет напоказ все морщины и жировые складки героини и беззастенчиво ставит их в контраст с животной красотой ее партнера. Но по-настоящему омерзительно вовсе не это, а те сцены, в которых демонстрируется отношение к человеку как к вещи. На экране и Тереза, и ее подруги, заказывающие в номер «живой подарок», и сами африканцы, относящиеся к любому белому человеку, как к дойной корове, переживают чудовищное унижение и на глазах у зрителя стремительно теряют человеческий облик.
«Рай: Любовь» открывает трилогию, которая, по задумке автора, объединит истории о женщинах из одной семьи, ищущих счастье в разных концах планеты. Во второй части «Рай: Вера», премьера которой пройдет совсем скоро в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля, сестра Терезы окажется в монастыре. В третьем фильме под названием «Рай: Надежда» дочь героини отправится в специальный лагерь для подростков, страдающих избыточным весом.
Елена Костомарова
| |