|
В рамках фестиваля американского кино состоялась премьера картины Дэвида Финчера «Социальная сеть». А в широкий российский прокат WDSSPR выпускает фильм 28 октября, почти через месяц после мировой премьеры. Режиссер сделал редко кому удающийся трюк - одним выстрелом он убил двух зайцев. С одной стороны, он удовлетворил любопытство 500 миллионов пользователей Facebook, рассказав им сальные подробности истории создания и становления великой и могучей социальной сети (этим, скорее всего, и объясняется уверенный старт картины в прокате США). С другой стороны, Финчер создал умный, тонкий и эмоциональный рассказ о том, что его действительно волнует. О том, что все это отнюдь не так «прикольно», как кажется, и гениальный своей хитростью создатель Facebook Марк Закеберг (Джесси Айзенберг), хоть и был объявлен самым молодым биллионером, не стал от этого счастливым человеком.
Крокодил Гена и Чебурашка решили затеять стройку дома, чтобы познакомить всех одиноких в городе. Но создатель Facebook руководствовался не столь благородной целью «всех пе-ре-дру-жить». Студент Гарварда Закеберг был помешан на тайных сообществах и закрытых студенческих клубах, которые плодились вокруг него, дразнили своими привилегиями и создавали элиту. Только ни в один из этих клубов Марка не принимали. И вот однажды после неудачного свидания с девушкой он заболел идеей одним махом всем отомстить и самому создать некое онлайн сообщество Гарварда, в которое захотят попасть все без исключения студенты, и где можно будет обсуждать фотки красоток-однокурсниц и девчонок с других факультетов. Это только присказка, но чтобы не раскрывать всех секретов, здесь и остановимся.
Парадокс истории Facebook в том, что ее основатель - человек, который создал империю из студенческого сайта и перевел понятие общения на принципиально новый уровень, сам при этом был абсолютно асоциален. Марк Закеберг - это говорящий скороговорками компьютерный гений, не имеющий ни малейшего представления о том, что такое дружба, преданность, любовь, забота или благодарность. Европейские и американские психиатры называют таких людей социопатами. Единственную девушку, которая по-настоящему нравилась Закебергу, он опозорил на весь Интернет. И хотя позже собирался попросить у нее прощения, ему элементарно не хватило для этого навыков живого человеческого общения. Он изобрел «инструмент дружбы», а сам при этом не только не нажил новых друзей - он оттолкнул своего единственного настоящего товарища (в ближайшем будущем новый Человек-паук Эндрю Гарлфилд), предал его. То ли из-за старой зависти к элитным клубам, то ли просто от бесконечного пофигизма. Не знаешь, что хуже. Более того - кажется, Марку вообще не знакомы земные удовольствия. Ни сон, ни еда, ни успех, ни учеба, ни вечеринки, ни деньги - ничто не приносит ему радости. Он словно зомби, и чем лучше играет Джесси Айзенберг, тем страшнее на это смотреть и тем неприятнее вспоминать про свою страничку на Facebook...
На примере парадоксальной истории главного героя Финчер языком массового, коммерческого кино говорит со своим зрителем о том, как сложно и болезненно, но как необходимо в современном мире уметь без монитора компьютера общаться с людьми и находить с ними общий язык. Возможно, режиссер давно собирался поговорить о нашем времени и его знаковом явлении - об отчуждении людей и их трусливом бегстве в виртуальную реальность. История Закеберга стала прекрасным поводом для такого серьезного разговора. Смотреть это кино нужно. Независимо от того, есть у вас страничка на пресловутом сайте или нет.
| |