|
Второй судебный процесс над Юрием Луценко закончился. И закончился прогнозируемо: экс-министра внутренних дел, а также сотрудников МВД Владимира Тарасенко и Олега Павленова суд признал виновными в служебной халатности.
О том, что 17 августа Печерский районный суд готовиться к оглашению приговора Юрию Луценко было заметно еще на подходах к зданию по адресу Гайцана, 4. Улица, обычно плотно заставленная припаркованными автомобилями, на этот раз пустовала. Этому способствовало два жигуленка госавтоинспекции, расставленные в начале и в конце дороги, рядом с которыми прогуливались заспанные гаишники.
Хоть до заседания оставалось еще без малого полчаса, в зал №3, традиционно закрепленный за «процессом Луценко», приходилось протискиваться с трудом. Скамейки оттуда убрали, во-первых, за ненадобностью (приговор принято заслушивать стоя), во-вторых, чтобы освободить место для большего количество зрителей. Уже тогда стало понятно: наблюдать за происходящим на трибуне придется в основном на дисплеях видеокамер, коим было отведено место в первом ряду.
Ровно в 08:15 в зал вошла судья Анна Медушевская и сходу принялась равнодушно зачитывать приговор. Голос Медушевской напоминал звук горошин монотонно и тихо высыпающихся из мешка. Микрофон, стоящий на трибуне, похоже намеренно был установлен так, чтобы ненароком не усилить голос председательницы. Ко всему, под стенами Печерского суда затевался небольшой митинг, где малое количество собравшихся с лихвой компенсировал трубач, оглушавший всю улицу простенькими «Пусть бегут неуклюже...» или «Вставай, страна огромная».
«Кто-нибудь знает как заткнуть этого трубача?» - взревели журналисты, когда началось заседание. «А чем он вам мешает? - отозвалась вдруг пожилая коротко стриженая блондинка, телефон, сумка и лацканы пиджака, которой были усеяны значками и наклейками с символикой БЮТ. - Все равно не слышно, что судья говорит, а так хоть музыка будет». Журналисты каждый на свой лад, иногда и не очень вежливо, принялись объяснять даме чем конкретно мешает музыкант. «Ну так я сейчас дам отмашку, он перестанет», - пожала плечами блондинка-активистка. И принялась названивать какой-то Сонечке и просить Томочку, чтобы митингующие вели себя по-тише и не мешали работать журналистам.
Периодически коллеги «блондинки» забывали о ее ЦУ, и митинг под судом вновь набирал обороты. Сперва невидимый трубач наигрывал чуть слышно, будто хотел поддержать заскучавшее собрание, тогда кто-то рядом с ним пронзительным голосом начинал скандировать «Ганьба!» или «Юре - волю!». В такие моменты «блондинке» приходилось снова и снова проталкиваться сквозь толпу к окну и унимать разбушевавшихся коллег. «Тише! Тише вы! - стучала она пальцами по стеклу, что в сочетаниями с очередной бравурной мелодией трубача напрочь убивало надежду услышать хоть какие-то слова Медушевской. "Женщина, это третий этаж, они вас не слышат", - устало пытался урезонить даму оператор, примостившийся на подоконнике. Но манипуляции, как ни странно, не надолго, но все же успокаивали протестующих.
Медушевская продолжала невозмутимо читать приговор. Рассказывала о сути дела, о том как Юрий Луценко и его подчиненные сотрудники Департамента уголовного розыска МВД Владимир Тарасенко и Олег Павленов, в рамках расследования дела об отравлении Виктора Ющенко незаконно продлили до 18 месяцев оперативно-розыскное мероприятия по делу Валентина Давиденко, бывшего водителя экс-заместителя главы СБУ Владимира Сацюка. О том, что открытие этого оперативно-розыскного дела позволяло вести наблюдение за Давиденко и прослушивать его телефонные разговоры, что "причинило существенный вред правам, свободам и интересам потерпевшего, охраняемых законом". Цифры, номера постановлений, даты, фамилии, цитаты из показаний свидетелей одним потоком лились из уст Медушевской, выделить что-либо по прежнему не представлялось возможным.
Складывалось впечатление, что кроме двух, вытянувшихся как по струнке прокуроров, на судью никто не обращает внимания. Адвокаты Луценко, Павленова и Тарасенко ерзали на месте, переглядывались, тихонько шептались с подсудимыми. Ирина Луценко, кажется, за два часа заседания почти не поворачивалась к трибуне. Так и стояла все время лицом к супругу, грустно улыбаясь. Юрий Луценко периодически протягивал к ней руки, гладил по голове. Сам он все заседание улыбался, ерничал, через решетку шушукался с Александром Турчиновым. "Мы обсуждали ситуацию с жалобой в Европейский суд по правам человека, вопросы предвыборной кампании, план действий в связи с информационной блокадой, в которой сейчас находится оппозиция. Юрий, даже находясь в СИЗО, активно проводит политическую агитацию, и мы ощущаем серьезную поддержку 5 номера нашего списка", - приоткроет позже тайну беседы Турчинов.
Оглашение приговора закончилось внезапно. "Юрий Луценко приговаривается к двум годам ограничения свободы и лишения права занимать организационно-распорядительные и административные должности на предприятиях и организациях всех форм собственности сроком на три года", - отчеканила судья. Бывшие сотрудники Департамента уголовного розыска МВД Владимир Тарасенко и Олег Павленов также не смогут в ближайшие три года занимать руководящие должности и должны будут выплатить штраф в размере 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8,5 тысяч гривен, - LB.ua).
Озвучив все необходимые по процедуре формальности, как, например, "по делу обеспечена вся полнота и объективность исследования" или "в ходе судебного следствия вина подсудимых полностью доказана собранными доказательствами и показаниями свидетелей" Медушевская выскочила из зала.
Тогда, как по мановению дирижерской палочки, и зал заседаний и улица взорвалась громогласным "Ганьба!", а супруга экс-министра, наклонила голову и кажется проплакала несколько мгновений. Позже Ирина скажет, что готова была к такому решению. "Мужа отправят в Менскую колонию Черниговской области. Мы готовы. Сумки собраны. Это не будет для нас неожиданностью. Мы также понимаем, что будет отдельное производство по конфискации имущества. Мы ожидаем прихода или прокуратуры, милиции, исполнительной службы... К этому я тоже буду готова, все будет в чехлах, подготовлено с бантами".
То, что Луценко действительно в ближайшее время будет этапирован в колонию подтвердил и представитель государственного обвинения Виктор Клименко и адвокат Луценко Алексей Баганец. "Луценко является осужденным по первому приговору, который вступил в законную силу. Юрий содержался в следственном изоляторе только на основании письма судьи Медушевской из-за рассмотрения этого дела, - прокомментировал последний. - Учитывая, что она вынесла приговор письмо перестает действовать".
Пока Луценко настраивается на дорогу в Черноговскую область, его защита готовит апелляцию, которую необходимо подать в течении 15 дней. Но только победа по этому делу никак не отразиться на ближайшем будущем Юрия Витальевича. Ведь, по сути, это дело не было решающим для экс-министра: более мягкое наказание второго процесса в виде 2 лет ограничения свободы поглощается более суровым наказанием по предыдущему приговору Луценко за превышение служебных полномочий. А это, мы помним, означает для Луценко четыре года лишения свободы. То есть по подсчетам Баганца, при самом плохом исходе Луценко вернется домой в декабре 2014.
| |