|
ХХ кинофестиваль «Окно в Европу» подвел свои итоги. Главный приз был разделен между притчей о грузинском детстве «Все ушли» и комедийным хоррором о финских людоедах «Шопинг-тур».
До последнего не верилось в то, что жюри под председательством классика советского кино Романа Балаяна сможет оценить картину Михаила Брашинского «Шопинг-тур». Уж больно не «фестивальная» тема: людоеды.
В центре повествования - мать и сын, оказавшиеся в Финляндии в день, когда по местной традиции каждый финн обязан съесть хотя бы одного иностранца. Помимо сюжета увлекает и манера рассказа: всё, что мы видим, мы видим через объектив включенного на видеозапись мобильного телефона.
Подобная съемка с головой погружает зрителя в происходящее - не оторваться. Что же касается самой истории, то по словам режиссера, в его цели отнюдь не входило помешать политическому и тем более туристическому содружеству наших двух стран. Финны, как он говорит, картину уже видели и более того - пригласили на свой кинофестиваль; в чувстве юмора им явно не откажешь.
Хочется верить, что в скором времени ленту увидит и российский зритель: она заслуживает того, чтобы ее посмотреть, и имеет все шансы полюбиться очень многим. Таким энергичных и в хорошем смысле слова бешеных картин у нас давно не снимали.
Сыгравшая в этой ленте актриса Татьяна Колганова также получила от жюри специприз за лучшее исполнение женской роли, а Брашинского выделили еще и кинокритики, присудив ему своего традиционного «Слона». Учитывая, что и сам Брашинский некогда был кинокритиком (в частности, писал для журнала «Афиша»), подобное признание не только от нынешних коллег-режиссеров, но и от бывших соратников-критиков превращает его победу в подлинный праздник.
Прокатные перспективы фильма Георгия Параджанова «Все ушли» гораздо туманнее - зато его фестивальная судьба уже вроде как сложилась. Ранее картина уже принимала участие в одной из программ ММКФ, сейчас - успех в Выборге, и очевидно, что успех не последний. Лента построена как воспоминание о грузинском детстве - это серия разной степени оригинальности анекдотов про то, как все раньше было забавно. Ностальгическая нотка и взгляд на былое как будто бы со стороны пытаются вознести картину до уровня притчи - и судя по столь почетному призу, попытка эта удается. Этот фильм тоже получил две награды, вторая досталась оператору Сергею Мачильскому.
Георгий Параджанов на ХХ кинофестивале «Окно в Европу». © okno-filmfest.ru
Специальный диплом за музыкально-звуковое решение получил дебют Владимира Панкова «Доктор». Известный театральный режиссер сохранил в своем фильме условность некогда поставленного им спектакля, но при этом добавил и заметную долю свойственного кинематографу реализма. В итоге получился замечательный сплав трех искусств: кино, театра и музыки (Панков обозначает его термином «саундрама»). Картина рассказывает о провинциальном хирурге, спасающем жизни вопреки всем условиям, вернее, полному их отсутствию. Лекарств нет, санитаров нет, как в этой больнице лечить и выживать - совершенно непонятно. Очень сильное социальное высказывание о ситуации, свойственной всей России во все времена. «Доктор» вполне имел право рассчитывать на Главный приз, но жюри почему-то предпочло обратить внимание на форму, а не на содержание.
Еще один диплом от жюри достался актрисе Агнии Кузнецовой - за лучшее исполнение женской роли второго плана в фильме «Всё просто». Лента Сони Карпуниной рассказывает историю гламурной девушки, заподозрившей в измене своего парня. Вместе со школьной подругой (подруг играют сама Карпунина и собственно Кузнецова) она попадает в богемный мир артистов и молодых кинорежиссеров - и, разумеется, влюбляется в одного из них. Получилась очень милая и обаятельная молодежная мелодрама с комедийными элементами, которая наверняка будет пользоваться большим успехом у соответствующей аудитории. На самом ведь деле - зачем нам в прокате одни лишь российские «блокбастеры», давно назрела пора для простых человеческих историй, которые могут быть в не меньшей степени востребованы зрителем. «Всё просто» - как раз такая история. Также в копилке этой замечательной картины еще две награды, которые носят неофициальный характер.
Соня Карпухина на ХХ кинофестивале «Окно в Европу». © okno-filmfest.ru
Давняя традиция фестиваля - вручать не только профессиональные, но и зрительские призы. Для этого существует более широкий конкурс «Выборгский счет», в который включены как «местные» картины, так и ленты, уже побывавшие на других фестивалях. Так, победитель июньского «Кинотавра» - фильм Павла Руминова «Я буду рядом» - получил по итогам зрительского голосования третье место. Второе досталось картине Виталия Мельникова «Поклонница», неспешно повествующей о платонической любви Чехова к одной обожающей его писательнице.
Ну а первое место в этом соревновании досталось комедийному экшену Егора Баранова «Соловей-разбойник», главной звездой которого стал Иван Охлобыстин - когда-то, уже довольно давно, написавший сценарий, а теперь сыгравший заглавную роль. Картина рассказывает о лихом, но благородном преступнике и его банде - и рассказывает на редкость весело и задорно. Осенью фильм выходит в широкий прокат и, очевидно, это будет настоящий хит, действительно заслуживающий всеобщего внимания.
На самом деле, потенциальными хитами можно назвать практически все перечисленные и отмеченные на фестивале фильмы. В отличие от «Кинотавра», давно сделавшего основную ставку на авторское кино, «Окно в Европу» поставило на кино зрительское - и в этот раз выиграло. И «Соловей-разбойник», и «Шопинг-тур», и «Все просто», и «Доктор» - это всё примеры достойного кино, которое может и должно найти в нашей стране своего зрителя. Теперь главное, чтобы в эти картины поверили прокатчики и кинотеатры - а уж затем, чтобы в них поверили и люди.
Если вспомнить постоянный выборгский девиз фестиваля «Российское кино - прогноз на завтра», то по итогам фестиваля можно и следует сказать, что этот прогноз - самый что ни на есть оптимистичный. Хорошее кино в России есть, и это внушает надежды.
| |