|
В течение трех дней десятки представителей военно-исторических клубов и объединений из Самары, Новокуйбышевска, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья, Нижнего Новгорода, Магнитогорска, Оренбурга сходились на поле брани под звон мечей и удары щитов, облачившись в аутентичную одежду и боевую амуницию XIII века.
Моделирование военных стычек перемежалось с турнирами и пирами, то есть бытовым средневековым времяпрепровождением. Наконец, русичи навели свои храбрые полки на европейцев и в упорной борьбе одержали победу.
Однако решающие бои приберегли для «Ратного дела», к коему приобщились более 2 тыс. любителей истории и поклонников сурового «13- вечья» со всех уголков области, став свидетелями того, как на просторах Дикого поля, на перекрестках караванных дорог, несколько столетий назад насмерть бились русские воеводы и половцы, монголо-татары и европейцы.
Первое, что замечали гости «Ратного дела» - это так называемые «саксонские» палатки и шатры двух лагерей, находящихся поодаль друг от друга, оборонительные рвы, а также боевые метательные орудия золотоордынцев, с помощью которых в Средневековье штурмовали крепости. Воссоздал эти инструменты представитель новокуйбышевского клуба исторической реконструкции «Словене» Вадим Синичкин.
«По миниатюрам и описаниям 13-го столетия мы воссоздали метательные машины, которые монголо-татары заимствовали у китайцев - аркбалисту и требуше. Они имели большое значение при тактике обороны и осады крепостей, изготовлялись из подручных средств и применялись в походно-полевых условиях. Эти легкие метательные орудия вызывают огромный интерес. В Самарской области их реконструкцией занимаются единицы. В дальнейшем мы планируем создать целую экспозицию аутентичных боевых орудий эпохи Золотой Орды, в том числе камнемет и таран в виде навесного бревна», - пояснил Вадим.
Все это придавало обстановке воинственный настрой и напряженное ожидание кровопролитных баталий, что, как оказалось, было исторически уместным. Дело в том, что недалеко от фестивальной площадки, предположительно, в XIII-XIV вв. находился вал - оборонительные укрепления. Кроме этого, по одной из версий близ этого места на реке Кондурче случилась знаменитая битва Тимура и Тохтамыша. О чем зрителям напомнили на открытии фестиваля, не преминув также показать довольно распространенный в степях эпизод - пленение русских сельчан половецкими кочевниками.
На фестивальной поляне заиграла и средневековая музыка. Сергиево-посадский гусляр Егор Стрельников из ансамбля «Живая вода» представил русские песенные обычаи. На своих трех музыкальных инструментах - аутентичных гуслях Псковской земли, «репликах» разных эпох (XI, XV и XX вв.) - он несколько часов исполнял старинные былины и духовные стихи. Музыканты Санкт-Петербургской фолк-группы Musica Radicum в нарядах европейцев эпохи поздних викингов наполняли фестиваль звучанием французских и испанских волынок.
По словам одного из организаторов «Ратного дела», представителя самарского военно-исторического клуба «Легенда» Максима Соколова (знатного человека Владимиро-Суздальской Руси), в этом году слет объединил более сотни исторических «реконструкторов» и исполнителей средневековой музыки со всей России.
«Турниры и мастер-классы, которые с четверга проходили на "ратной" поляне, предварили зрительский день, когда мы смогли поделиться воссозданной нами живой историей и боевыми достижениями с единомышленниками-любителями. Коллеги же раскрывали нам тонкости производства шелка в эпоху Средневековья, крашения тканей, фехтования длинным мечом. Для более широкой аудитории мы припасли мастер-классы по гончарному ремеслу, лозоплетению и войлочному валянию, - рассказал Максим. - Поскольку лагеря разделились на восточный и западный, где соответственно поселились руконструкторы Руси и Золотой Орды времен 13-го столетия и в пику им - воссоздатели рыцарского Средневековья Европы того же исторического периода, гости фестиваля получили возможность всесторонне погрузиться в бытность "13-вечья". Узнать, как люди, жившие в то время в наших краях и странах Старого света, воевали и одевались. К слову, такое пограничье могло быть где угодно: и в Новгородской земле, и в Галицко-Волынском княжестве, то есть почти на всех пограничных территориях Руси».
Организаторы сожалели, что к ним вопреки договоренности не смогли присоединиться польские реконструкторы, но зато во второй раз из японской Йокогамы приехал Юта Ивасаки, влюбленный в русское Средневековье и уже снискавший на самарской земле славу самурая в русской кольчуге. Юта и в этот раз невозмутимо прогуливался по фестивальным площадкам со стальным мечом и в доспехах, сплетенных из железных колец, и с удовольствием откликался на просьбы зрителей сфотографироваться с ним. Правда, на сей раз, в отличие от прошлого года, от участия в боевых турнирах он воздержался.
На ратном поле в турнирах на клинковом и древковом оружии особенное противостояние ощущалось между воинами клубов-организаторов фестиваля: самарской «Легендой» и клубом исторической реконструкции и фехтования «Фламандцы» из Одинцово Московской области. Если в групповых сражениях «три на три» преимущество было на стороне «фламандцев», которые вышли на поле брани в боевых одеждах европейцев начала XIII века: в шапелях и кольчугах с копьями и щитами, то в стенке «пять на пять» пальму первенства отстояли самарские «русичи». Братались две рати, также зрелищно, как и сражались - побросав оружие и обнимаясь от души со всей крепостью выносливого дружинника.
В соревнованиях лучников, где состязались представители Руси и Золотой Орды, самым точным оказался представитель самарского клуба «Старый свет» Михаил Манин.
На женском турнире вопреки ожиданиям зрителей не случилось тяжелых баталий. Все было гораздо проще и безопаснее. Больше десяти девушек в льняных платьях и очельях на время преодолевали полосу препятствий: с помощью ухвата несли хлеб, бросали по мишени скалку, рубили капусту топором. Самой ловкой и проворной среди всех оказалась представительница оренбургского клуба исторической реконструкции «Трувор» Анна Мишучкова. В награду ей достался двухметровый кусок шелка, из которого девушка планирует сшить себе новое длиннополое платье, примерно такое же, какое носили представительницы племени вятичей.
Параллельно с турнирами на фестивальной поляне проходил конкурс исторического костюма. Зрители увидели население Фландрии, Франции, знатного жителя Владимиро-Суздальской Руси, золотоордынца, европейского воина средневекового города. Однако жюри покорили бедные горожане Франции, в роли которых выступили Иван и Екатерина Аристовы. Супруги представляли на фестивале клуб исторической реконструкции «Легенда» подмосковного Ступино.
Конные состязания средневековых всадников явились кульминацией военно-исторического праздника. Русские воеводы, монгольские воины, а также рыцарь Тевтонского ордена верхом на лошадях выполняли показательные упражнения: метание малого копья (сулицы) в мишень на скаку и рубку мечом. В финальной битве при участии всех боевых дружин золотоордынцы на радость многотысячной аудитории штурмовали крепость засечной черты с помощью своих метальных машин.
| |