|
Через две недели образовательные учреждения Мурманской области распахнут свои двери перед тысячами северян, жаждущих получить новые знания - начинается новый учебный год. А вот чего ждать от него учащимся и их родителям, какие сюрпризы ждут их в этом году, а как к ним стоит подготовиться редакция ИА «Nord-news» решила расспросить министра образования и науки Мурманской области Василия Костюкевича.
- Василий Филиппович, что нового ждёт учеников в новом учебном году, какие серьёзные изменения произошли в сфере образования в последнее время?
- Изменений очень много. Причём все они были инициированы на высшем государственном уровне. Например, у нас второй год идёт комплексная модернизация системы общего образования. Речь идёт об укреплении материально-технической базы школ и повышении заработной платы учителей. С зарплатой мы вопрос уладили, на конец прошлого года средняя заработная плата учителя в нашем регионе превысила среднюю по экономике Мурманской области. По данным за июль текущего года учителя получают около 35 тысяч рублей. Думаю, что мы сможем удержать этот уровень до конца этого года. Заработная плата снижаться не будет. Это очень важно, ведь от этого показателя сильно зависит престижность труда учителя. Хорошая заработная плата позволяет нам привлекать в школы молодые кадры, поэтому приток молодёжи хоть и небольшой, но в регионе отмечается..
Под эти цели выделяются серьёзные бюджетные средства. Если в прошлом году на Мурманскую область было выделено 92 млн рублей, то в этом году эта сумма составила уже 264 млн рублей. Это большой шаг на пути модернизации регионального образования. На эти деньги мы смогли не только закупить новое оборудование, но и провести ремонтные работы, например, актовых залов в учебных заведениях региона. В этом году мы оснастим практически все актовые залы в школах новейшим оборудованием.
В 2012 году мы закупили для всех школ лингафонные кабинеты. Это особенно важно, так как со следующего года школьники будут сдавать английский язык и в устной форме. Лингафонные кабинеты станут серьёзной базой для хорошей подготовки наших школьников к такому экзамену.
С региональным Министерством финансов мы сейчас прорабатываем вопрос об увеличении размера питания для учащихся сети начального и среднего образования. Планируем, что рост выделяемых средств произойдёт с 21 до 79 рублей на человека. Это важно сделать и для того, чтобы решить проблему низкого веса у ребят - допризывников. Военком обратился к нам такой с просьбой. И мы её решим, пусть и частично.
- Довольно долго обсуждается вопрос создания нового закона об образовании. Как обстоят дела на этом направлении, что этот закон готовит для нас?
- В Государственную Думу Российской Федерации уже внесён проект закона. Думаю, в сентябре он будет принят. Закон об образовании 1992 года уже похож на решето - за это время в него было внесено более двухсот поправок, что привело, фактически, к утрате концепции важнейшего для нашего общества закона. Поэтому необходимость с создании нового закона, конечно, назрела. В новом законе будет очень много новелл, там прописаны все реалии сегодняшнего образования. Например, дистанционное обучение. У нас 18% школьников обучаются дистанционно, но при этом возникает масса вопросов. Допустим, школьник из Териберки обучается дистанционно в политехническом лицее по какой-либо профильной дисциплине. Как в таком случае быть с оценками: кто их должен ставить и как они будут учитываться? Эта юридическая проблема будет разрешена.
Высшая школа у нас вступила в Болонский процесс, который предполагает блочно-модульное изучение предметов. То есть любой предмет разделяется на модули, и после каждого модуля сдаётся зачёт. Сдал - переходишь к следующему модулю. Не сдал - значит сидишь и учишь снова. Это серьёзный шаг. Теперь так просто, не посещая занятия, самостоятельно серьёзно не занимаясь, случайно вытянув какой-то счастливый билетик, сдать зачёт не получится. Теперь каждый блок тем по той или иной дисциплине нужно сдавать отдельно, и сдавать не учителю или профессору, а компьютеру, которому красивые глазки не построишь.
В этом году нам предстоит рассмотреть возможность финансового участия региона и в дополнительном образовании детей. Сейчас это целиком лежит на бюджетах муниципальных образований. В 2012 году мы должны оценить ситуацию, а в 2013 году подготовить законопроект.
- А как у нас обстоят дела с изменением статуса учебных заведений? Например, по переводу некоторых учреждений в автономии.
- Наш регион забежал несколько вперёд в этом процессе и постановлением правительства Мурманской области в этом году все профессиональные училища перевели в среднее звено системы образования. Сохранив там уровень начального образования, открыли и группы среднего профессионального образования. В новом законе об образовании прописывается, что начального профессионального образования уже не будет. К этой очередной серьёзной реорганизации мы будем уже готовы.
Более того, все профессиональные образовательные учреждения мы сделали автономными. В результате они имеют большую финансовую самостоятельность: могут привлекать деньги, превращаться в мини-заводы, оказывать услуги. Но нам необходимо теперь создать столько мест, чтобы абсолютно все желающие могли получить среднее профессиональное образование. А сегодня в среднем звене образования таких возможностей пока нет.
- Много негативных оценок высказывалось по введению новых стандартов образования. Стоит ли родителям бояться того, что обязательное образование может стать платным?
- Во-первых, стандарты, утверждённые для полной школы, вводится будут только к 2020 году. По желанию школа может внедрить их у себя в качестве эксперимента и раньше, это не запрещено. У нас в регионе есть около 40 школ, которые обычно охотно участвуют в экспериментах. И это правильно. Ко всему новому нужно готовится заранее.
Что касается опасений северян, то наше педагогическое сообщество с удивлением наблюдало за ходом обсуждения, некоторыми оценками и критикой, которую в большинстве основывалась на домыслах, а не на знании вводимых стандартов. Некоторые СМИ распространяли такие оценки, в том числе и о том, что образование станет платным. Все мы удивлялись: где они это прочитали, с чего они это взяли? А возникло это, по-видимому, от того, что новые стандарты предполагают профильное образование. Если, например, школьник не изучает математику профильно, то у него по расписанию будет всего 2 часа в неделю математики. А если он хочет изучать её углублённо, то у него будет предусмотрено 5 часов математики в неделю, а значит и требования к программе будет гораздо выше. Вот эта дополнительная углублённая часть и окажется платной. Но базовое образование человек получит бесплатно.
Мне особенно непонятно, когда требовать бесплатного образования начинают в высшем учебном заведении. Но мы не можем обучать бесплатно всех. У нас 90% всех детей хотят учиться в вузе. Во-первых, нам не нужно столько специалистов, во-вторых, совершенно очевидно, что половина из них просто не способна учиться в вузе. В результате мы будем тратить колоссальные средства просто в пустую. А это деньги нас - налогоплательщиков.
Отмечу ещё раз, стандарт в целом определяет бесплатное образование. Это 9 областей знаний - всё они бесплатны. Никто никогда не говорил, что образование будет платным. А всё, что касается профиля образования, то здесь родителям придётся платить. Реально сегодня 93% старшеклассников обучаются по профилю.
Эти стандарты должны были вводиться в 2012 году, но под давлением общественности пришлось дату отодвинуть на 2020 год. В этой ситуации радует только одно - люди активно стали обсуждать школьные проблемы. Раньше на родительское собрание никого не затащишь, а теперь родители стали настолько активны, что ко мне уже несколько раз приходили представители родительских комитетов и просили заменить некоторых преподавателей. Родители теперь хотят дать своим детям качественное образование, а отдельные учителя в силу разных причин дать его не могут. Это сложный вопрос.
- Тогда логично было бы разъяснить, какие сегодня требования будут предъявляться к учителям? Этот вопрос особенно актуален на фоне решения кадровых вопросов в сфере образования.
| |