|
Одно из предложений - запретить продавать спиртное в частных магазинах
Если верить официальной статистике, белорусы - нация сильно пьющая. Например, в Минске уровень потребления алкоголя сейчас составляет 10 литров (абсолютного спирта) на человека в год. Это, кстати, в два раза больше, чем было в советское время. Причем в расчеты не входит нелегальное спиртное (самогон). По данным Всемирной организации здравоохранения, официальную цифру нужно увеличивать на 30 - 35%. А значит, среднестатистический минчанин, включая младенцев, выпивает около 14 литров спирта за год. При безопасном минимуме, которого нам стоило бы достичь, в 8 литров в год на человека.
- Чтобы было более наглядно, переведите все эти литры в водку, - советует главный внештатный нарколог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Сергей Молочко. - В год Минск выпивает 120 миллионов бутылок водки. В день - более 300 тысяч бутылок. Причем это посчитано и на младенцев, и на стариков...
Сейчас в столице около 200 тысяч людей страдают от злоупотребления алкоголем. Добавьте сюда созависимых - родственников, жен, мужей, детей алкоголиков (еще около 500 тысяч человек) - получается, что больше трети Минска страдает от спиртного.
Эти данные содержатся в письме Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, которое пришло в редакцию.
Врачи в письме предупреждают - среди алкоголиков крайне высокая смертность. Но умирают от алкоголя не только больные. Самая массовая группа риска - нормальные граждане, которые периодически (например, по выходным) принимают опасные дозы алкоголя.
Как же сделать так, чтобы белорусы не пили? По мнению Сергея Молочко, нужно изменить лишь несколько пунктов в законодательстве.
1. Алкоголь должен быть дорогим и редким
Медик говорит, что рост цен должен быть постепенным, но он должен опережать инфляцию. И дорожать должны только крепкие спиртные напитки (крепостью свыше 28 градусов). Также нужно сократить количество магазинов, которые торгуют алкоголем (в Минске их сейчас 656).
- Если до ближайшей точки, торгующей алкоголем, идти далеко, то не каждый раз человек пойдет купить бутылку, - пишет Сергей Молочко. - Если же, зайдя в магазин, чтобы купить хлеб, человек видит на прилавках и спиртное, это нередко провоцирует приобретение алкогольных напитков (так называемая импульсивная покупка). А что касается чернила, то мы давно уже говорим о том, что эту продукцию надо запретить.
2. Продавать алкоголь должны только госмагазины
Медик также предлагает алкоголь крепче 4,7 - 5% продавать только в государственных магазинах, не считая баров и ресторанов. И приводит положительные стороны госторговли. Так, ценник на крепкое спиртное там выше, работают они только днем, а еще их мало. Директору государственного магазина не интересно продавать алкоголь несовершеннолетним. При этом для владельца частного киоска за этим (продажей. - Ред.) стоит конкретный материальный выигрыш.
Сергей Молочко указывает: в странах с госмонополией поступления выручки от торговли спиртным, как правило, выше, чем в странах того же уровня экономического развития, но без монополии.
Специалист предлагает и более радикальную меру: запретить продавать спиртное ночью и во вторую половину дня субботы.
- Значительное количество смертей происходит после того, как выпивающие решают, что употребленного количества алкоголя недостаточно, идут ночью в ближайший работающий магазин и докупают спиртное. Действенный запрет на продажу алкогольной продукции или хотя бы крепких напитков в ночное время помог бы немедленно снизить уровень смертности, преступности и травматизма в стране.
Кстати, по статистике, на выходных смертность на фоне употребления алкоголя увеличивается на 8 - 11%.
3. Спиртное - только с 21 года
И дело тут не в подражании Америке. Различные исследования говорят о том, что чем позже человек начинает употреблять алкоголь, тем меньше риск стать от него зависимым. А продавцов, которые не соблюдают закон, наказывать строже - отбирать лицензии на торговлю спиртным.
К слову, лицензии на продажу также должны быть. Об этом говорят и эксперты ВОЗ. Но система будет эффективной при некоторых условиях. Так, лицензия должна стоить дорого и не выдаваться автоматически (например, при регистрации магазина. - Ред.). За продажу бутылочки пьяному человеку или же несовершеннолетнему - лишение лицензии. Доход от продажи лицензии государство должно тратить на лечение, профилактику и другие меры антиалкогольной политики. А вот право ограничить продажу алкоголя в магазинах нужно отдать исполкомам всех уровней.
КСТАТИ
Когда-то в Минске было более двадцати круглосуточных магазинов. Но потом их сократили. Мол, туда ходит лишь определенный контингент, да и количество преступлений, совершенных возле них, большое. Сейчас в столице девять ночников. Еще есть 11 магазинов, которые работают до двух или до четырех часов ночи.
Всего в Минске 656 магазинов, которые имеют право продавать спиртные напитки. И почти все они частной формы собственности.
ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА
Еще студенткой мне довелось поработать несколько месяцев в Америке. Тогда мне было 20 лет. По штатовским меркам я была несовершеннолетней, и алкоголь мне, естественно, не продавали. Но вместе со мной работали ребята постарше. Они и покупали пиво, виски, джин... Не скажу, что пили мы каждый день, но возможность такая была. И даже сухой закон, который действовал в 50-километровой зоне, нам был не помеха. Скидывались на бензин какому-нибудь американцу, ехали в большой супермаркет в другой город и закупались по самое не могу. Да, прятались в своих домиках, чтобы случайно американцы не прознали. С этим делом у них очень строго.
А один раз в питерской гостинице я увидела финнов, которые в буквальном смысле на четвереньках добирались до номера. У них там тоже сложно с доступом к алкоголю.
Это я к чему. Достать алкоголь в любой ситуации реально. Но чем больше преград, тем меньше шансов выпить. И чем дороже водка, тем реже она будет нужна. То же самое можно сказать и про плодово-ягодные спиртные напитки. Наверное, подорожание - единственное, что может реально помочь.
Подмечу еще вот что. Мы не стыдимся быть пьяными. Напиться и петь песни под окном - та еще традиция. В Европе такого нет. А если вы и увидите немца или француза в таком состоянии, то это скорее будет исключение, чем правило.
| |