|
Национальная комиссия по финансовому рынку подготовила законопроект о добровольных пенсионных фондах (ДПФ). Он предусматривает повышение размера уставного капитала таких фондов с $250 тыс. до €750 тыс. и, по замыслу разработчиков, должен создать благоприятные условия для работы ДПФ. Независимые эксперты не столь оптимистичны и считают, что правительству стоит задуматься о дополнительных финансовых стимулах для желающих копить без помощи государства.
О новом законопроекте о добровольных пенсионных фондах «Ъ-MD» рассказала замглавы генеральной дирекции коллективных инвестиций и микрофинансирования Национальной комиссии по финансовому рынку (НКФР) Раиса Андроник. «Он устанавливает новые правила в сфере частного страхования и предоставляет участникам рынка больше возможностей для создания частных пенсионных фондов, расширяя формы инвестирования, - сообщила госпожа Андроник.- Одновременно детально прописывается ответственность администраторов фондов, что должно повысить доверие к ним». С этой целью, пояснила Раиса Андроник, в законопроекте предлагается повысить размер уставного капитала для администраторов частных фондов с нынешних $250 тыс. до €750 тыс. в пересчете на национальную валюту.
Как следует из законопроекта, фонды могут создаваться по общественно-гражданскому договору только физическими лицами. Договор с ДПФ может заключить как физическое лицо, так и работодатель. Администратором же фонда может являться инвестиционная или страховая компания, банк или акционерное общество, действующие на основе лицензии, утверждаемой НКФР, которым учредители доверили управление ДПФ.
Аккумулируемые в фонде средства могут вкладываться его администратором в ценные бумаги или банковские депозиты и инвестироваться в другие доходные сферы, за исключением недвижимости. Накопленная в фонде пенсия, согласно законопроекту, может выплачиваться наличными, отчисляться на указанные физлицами счета или переводиться в государственный фонд страхования и затем выдаваться получателю вместе с госпенсией. «В проекте расширены права администраторов ДПФ по получению дохода: они смогут распоряжаться не 10% от инвестиционного дохода, как сейчас, а до 4% от сумм взносов членов фонда плюс 2,5% от общих активов фонда, находящихся под управлением. Это позволит им получать стабильные доходы не через шесть-семь лет, а уже через два-три года после начала деятельности и привлечет к этому виду деятельности новых участников»,- уверена госпожа Андроник.
В то же время, по словам представителя НКФР, для того, чтобы частные пенсионные фонды могли успешно работать, необходимо провести существенную реформу государственной системы социального страхования. В частности, создать несколько ступеней пенсионного страхования - как обязательного, существующего за счет отчислений в государственный соцфонд, так и добровольного, куда пойдут отчисления от работодателей и работников или куда граждане смогут вносить свои средства самостоятельно. «Государство также должно обеспечить налоговые льготы при выплатах в ДПФ, например, частично или полностью освобождая их от параллельного отчисления в фонды социального и обязательного медицинского страхования»,- заключила Раиса Андроник.
Председатель Ассоциации актуариев Молдовы (пул сертифицированных аналитиков, сотрудничающих с НКФР в вопросах расчета страховых премий, технических резервов и страховых дивидендов) Олег Вережан считает, что новый закон о ДПФ следовало принять давно, поскольку старый уже устарел. По его мнению, нынешний законопроект увязан с европейским законодательством, модифицированным вариантом закона об акционерных обществах и новым законом о рынке капитала.
Вместе с тем для его жизнеспособности, считает эксперт, следует продумать не только налоговые, но и, по примеру европейских стран, финансовые стимулы. Например, в случае участия человека в добровольном пенсионном страховании, государство должно доплачивать ему некоторую сумму при наступлении пенсионного возраста. По его мнению, эти меры не нанесут существенного вреда госбюджету, зато удастся решить проблему достойного уровня жизни пенсионеров. «Также следует внести изменения в налоговый кодекс и целый ряд действующих законов - об акционерных обществах, о бюджете, о пенсионном фонде и других, а также привести их в соответствие друг с другом»,- заключил Олег Вережан.
Один из игроков рынка на условиях анонимности в беседе с «Ъ-MD» высказал опасение, что новый проект, так же как и прежний закон, не заработает из-за экономического кризиса и несознательности граждан, не привыкших к добровольному страхованию. Увеличение же уставного капитала для ДПФ, по его мнению, вчетверо ограничит приход на рынок новых участников. «Время частных пенсионных фондов наступит тогда, когда государство возьмет на себя ответственность за возврат вкладов в частные пенсионные фонды в случае их банкротства, чего в новом законе не предусмотрено»,- заключил собеседник «Ъ-MD».
Экс-министр экономики Сергей Чертан также считает, что проект не поможет развитию частного пенсионного страхования: «Система заработает, когда бюджет перестанет быть дефицитным и государство сможет стимулировать граждан к самостоятельному накоплению». Экс-министр уверен, что в ближайшее время появление ДПФ невозможно, поскольку на рынке существует дефицит нерискованных, надежных и одновременно прибыльных финансовых инструментов.
«На рынке капитала обращаются в основном акции и государственные ценные бумаги. Еще одна возможность для частных пенсионных фондов - вкладывать средства в банковские депозиты. Но наши граждане предпочитают откладывать средства на старость на собственном банковском счете, не желая привлекать посредников в этом вопросе»,- заключил господин Чертан. Напомним, что с 1999 года в РМ действует закон о негосударственных пенсионных фондах. В настоящий момент в НКФР зарегистрировано три негосударственных пенсионных фонда, ни один из которых не работает. СПРАВКА «Ъ-MD» По данным Национальной кассы соцстрахования, на 1 июня 2012 года в Молдове получают пенсию по возрасту 477 466 бенефициара. Департамент статистики приводит данные о численности женщин старше 55 лет (436 450) и мужчин старше 60 лет (202 237), согласно которым в Молдове проживает почти 640 тыс. граждан пенсионного возраста. Возраст выхода на пенсию в 2012 году составил для мужчин 62 года (при страховом стаже 31 год), а для женщин - 57 лет (30 лет). Для назначения минимальной пенсии необходимо как минимум 15 лет стажа. Средняя пенсия по возрасту составляет сегодня 987 леев, минимальная - около 700 леев. При этом прожиточный минимум установлен на уровне 1 456 леев.
| |