|
В Выборге завершился фестиваль российского кино «Окно в Европу». Девиз форума был «Прогноз на завтра».
И, по результатам, «прогноз» получился следующий: анимационное кино набирает силу, документальное - изредка радует интересными работами, а игровой кинематограф переживает кризис идей и реализаций.
В игровом конкурсе показали десять фильмов, примерно половина из них построены на бесконечных диалогах в одном помещении. В какой-то момент стало неважно, где происходит действие, кто играет и что говорят. По-настоящему стоящих и непохожих на другие картин было две: «Шопинг-тур» бывшего журналиста Михаила Брашинского и «Доктор» театрального режиссера Владимира Панкова. Оба фильма отличают виртуозность жанровых переходов, крепкая драматургия и прекрасная игра актеров. Эти две картины были очевидными лидерами конкурса.
Однако жюри во главе с Романом Балаяном решило немного иначе. Примечательно, что с разделением Гран-при повторилась история первого «Окна в Европу», когда награду вручили ленте «Макаров» Владимира Хотиненко и «Снам» Карена Шахназарова.
В результате, судьи разделили Гран-при между «Шопинг-туром» и весьма традиционной картиной Георгия Параджанова «Все ушли». Таким образом, с одной стороны киевский армянин Роман Балаян отметил работу тбилисского армянина Георгия Параджанова и, как пошутила продюсер ленты Екатерина Филиппова, «членов жюри не испугала очевидность такого выбора». С другой, этим решением судьи обнаружили интересную тенденцию: в российское кино пришли частные средства. Мало того, что фильмов, созданных без государственной поддержки, в конкурсе оказалось примерно столько же, сколько картин, поддержанных Минкультом, главного приза фестиваля оказался достоин не только фильм, профинансированный государством, но и картина, сделанная на деньги ее авторов.
А вот что касается vox populi, преимущество оказалось на стороне «частников»: приз зрительских симпатий у иронического экшн-фильма «Соловей-разбойник» молодого режиссера Егора Баранова с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Резюмируя итоги игрового конкурса, можно сделать вывод, что отказ от господдержки единственно правильный путь для отечественного кинематографа.
Но все же главной отдушиной и радостью фестиваля оказался конкурс анимационного кино. Выяснилось, что российская анимация, в которую никто не хочет вкладывать частные средства, может удивить необычными идеями и порадовать всем жанровым многообразием. Фильмы создаются для любого возраста с невероятной изобретательностью. Но главное, что эти картины настолько богаты своим содержанием, что никогда не потеряют своей актуальности.
Особо стоит заметить, что в анимацию пришло много молодых авторов, многие из них соревновались со своими педагогами, и ни в чем им не уступали. Это творческий подвиг - почти без денег создавать уникальные произведения. И их создатели ощущают огромную благодарность кинофорума за то, что те дают жителям Выборга знакомиться с их фильмами. К сожалению, другого пути к зрителю, кроме фестивальных показов, у анимации нет.
Ну, и в финале - немного о забавном. На всех сеансах за мной садилась пара - крупный мужчина с тяжелым взглядом и дама в массивной бижутерии, явная поклонница героинь «Секса в большом городе». Они были мало похожи на киноманов, хотя и смотрели все без исключения. Фильмы обсуждали редко. Чаще говорили о вечеринках. Но однажды слух мой случайно выхватил такую фразу: «Ну, конечно, Кроненберг!». Это в один момент удивило и порадовало: Дэвид Кроненберг своими фильмами покоряет широкую аудиторию. Но несколькими секундами позже последовало продолжение: «...или "Невское" - что будет?»
Вот такое кино, господа...
| |