|
На днях комиссия Министерства культуры наведается в Русский музей, чтобы понять, насколько хорошо охраняются его фонды.
Поводом для министерской проверки стала просьба петербургского коллекционера Андрея Васильева. Он несколько лет назад приобрел картину «В ресторане» известного художника Бориса Григорьева, но оказалось, что его приобретение - всего лишь подделка, а подлинник находится в Русском музее. К тому же один из посредников в цепочке, через которую клон Григорьева попал в руки петербургского собирателя, - бывший сотрудник Русского музея Елена Баснер. В скандальной истории разбирался «МК».
Эта история тянется несколько лет, но только сейчас коллекционеру Андрею Васильеву удалось добиться возбуждения уголовного дела по статье «мошенничество в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и дождаться реакции Министерства культуры.
Все началось в 2009 году, когда известный издатель Леонид Шумаков предложил Васильеву купить картину Бориса Григорьева «В ресторане». К этому моменту цены на работы художника-авангардиста, эмигрировавшего из России в 1919 году, сильно подскочили: так, в 2007 году григорьевский «Арлот из Марселя» продан за £1,3 млн ($2,7 млн) на Christie`s. Поразмыслив, Васильев решил приобрести картину, пусть без экспертного заключения о ее подлинности.
- Есть такое понятие «уважаемые люди». Леонид Шумаков - не человек с улицы, а известный издатель, владелец издательства, который издает монографические исследования о художниках, в том числе и о Борисе Григорьеве, - объясняет свою доверчивость коллекционер.
Год спустя Васильев представил свою покупку на выставке в Москве. Там ее заметила сотрудница центра Грабаря Юлия Рыбакова, которая, как выяснилось, еще раньше исследовала картину и признала ее подделкой - краски, использованные для создания полотна, появились уже после смерти Григорьева. Тогда Васильев и начал разбираться в ситуации. Оказалось, что Шумаков получил картину из рук Елены Баснер, которая до 2003 года работала в Русском музее.
- После этого полиция целый год проводила проверку, и только сейчас было возбуждено уголовное дело: какая-то невидимая рука будто все это придерживала, я не понимаю. Я сам провел расследование и выяснил, что картина могла попасть к г-же Баснер через многократно судимого эстонского уголовника... В любом случае я руководствуюсь презумпцией невиновности, у меня нет никаких доказательств против Елены Баснер.
Сама искусствовед Елена Баснер негодует: «Мне кажется, г-ну Васильеву нужно обратиться к психиатру! Три года назад мне приносили работу, в подлинности которой я была абсолютно уверена. Но я даже не давала письменного заключения!»
В 2011 году картина «В ресторане» появилась на ретроспективе художника, организованной Русским музеем к его юбилею. «Как бы там ни было, нужно понять, как мог появиться клон картины из Русского музея без участия кого-то из сотрудников Русского музея», - недоумевает коллекционер. Именно это побудило его обратиться к Владимиру Мединскому, который и распорядился организовать проверку фондохранилищ Русского музея.
Может быть, ведомство г-на Мединского сможет внести ясность в эту темную историю.
| |