|
Одной рыбы хватит, чтобы убить 40 человек
В прошлом году прибрежные воды посещали акулы, сейчас любители морской рыбалки опасаются не менее грозной рыбы фугу. Со дня на день ожидается появление медуз-крестовиков, а там, глядишь, и еще что-нибудь невиданное попадется на крючок. Откуда берутся экзотические существа и что делать, чтобы не навредить себе?
Ничего необычного?
Сезонное изменение течений и повышение температуры морской воды ведут к тому, что акватория Приморского края насыщается нетипичными для этих мест обитателями. Так, в августе прошлого года жители и гости края были напуганы белыми акулами, которые приплыли погреться в теплой водичке. За месяц до этого на пляже в Безверхово отдыхающими был обнаружен 4-метровый марлин. Тот самый, что у Хемингуэя в «Старике и море». В разное время встречаются в наших водах и угорь, и тунец, и спинорог, и рыба-луна.
Недавняя экспедиция специалистов ТИНРО-Центра показала, что в открытой части Японского моря преобладают кальмары, сайра и рыба-собака, она же рыба фугу. С ней два года назад повстречались жители Хабаровска на отдыхе в Большом Камне и отравились заморским деликатесом. Сейчас же рыба-собака в больших количествах попадается в водах от залива Петра Великого до острова Монерон у юго-западного побережья Сахалина.
- Численность фугу меняется в зависимости от результатов нереста,- говорит пресс-секретарь ТИНРО-Центра Константин Осипов. - Нельзя точно сказать, насколько именно увеличилось количество рыб данного вида этим летом.
Также специалист отметил, что приход теплого течения - это абсолютно нормальное явление. Теплые воды привлекают экзотических для нас морских животных. Рыбы фугу хоть и много, но на крючок она обычно не попадается, потому что перегрызает снасти, - почти не ловится на удочку. Пробудет рыба в акватории Приморья до конца сентября.
Есть или не есть?
Эта диковинка может попасться в сети не только к специалистам, которые работают далеко от берега, но и к рыбакам-любителям. Конечно, странную на вид рыбу, скорее всего, выбросят, если найдут в улове, но есть на свете и те, кому все равно, что бросать в кастрюлю или на сковородку, как бы необычно ни выглядела добыча.
На вид фугу сильно отличается от привычных камбалы, трески, наваги и минтая. Даже от противных на вид, но наваристых бычков рыба-собака отличается своей редкой несимпатичностью. Эта небольшая рыбка не имеет чешуи, вместо неё - тонкая склизкая кожица, которая позволяет рыбе во время опасности увеличиваться в несколько раз и принимать форму шара.
Мало того, рыба смертельно ядовита, и нигде в мире не существует противоядия от её токсинов. В её внутренних органах, а именно в молоках, икре, половых органах, желчном пузыре и печени, а также в коже содержится тетродоксин. Особенно много его в печени. Это яд, который обладает нервно-паралитическим действием. Тетродоксин парализует нервные окончания клеток, мышцы и вызывает остановку дыхания. Он сильнее цианистого калия более чем в 1000 раз! Для того чтобы убить человека, достаточно одного миллиграмма этого яда, а одной рыбы хватит на 30-40 человек.
А как у них?
Пробовать этот деликатес самостоятельно явно не стоит. Даже в Японии, где блюда с рыбой-собакой особо почитаются, для приготовления фугу повар должен иметь специальную лицензию.
Чтобы получить разрешение на приготовление блюд из рыбы-собаки, повар должен сдать два экзамена - письменный и практический. На письменном экзамене валится около трёх четвертей кандидатов. Нужно уметь разбираться во всех разновидностях ядовитой рыбы и способах извлечения яда, а для каждого вида он свой.
Практическая часть - собственно разделка рыбы. Как говорят фугу-мастера - специалисты по приготовлению этой рыбы, достаточно сделать одно неверное движение ножом на один миллиметр - и все: рыба из деликатеса превращается в яд. Для наработки навыков работы с фугу начинающие повара разделывают ее сотнями килограммов, причем под постоянным контролем опытного шеф-повара. И все равно случаи выбраковки целых партий почти готовой рыбы происходят постоянно.
А в финале экзамена сдавшие теорию повара должны съесть то, что сами же приготовили.
Русские тоже самураи?
В Стране восходящего солнца рыбу-собаку режут на ломтики и едят в сыром виде с соевым соусом и тёртой редькой с красным перцем. Блюдо выглядит как желатин. Вкусовые качества этой рыбы, как говорят те, кто попробовал, не оправдывают странную любовь японцев к фугу, трапеза из опасной рыбы скорее вопрос статуса и престижа. Ну и силы воли, конечно, - не каждый отважится съесть смертельно опасный деликатес. Это как с парашютом прыгать.
Чем руководствуются жители и гости Приморья, пытаясь приготовить ядовитую рыбку самостоятельно, да ещё и на пляже, остаётся неразрешимой загадкой. Странная, некрасивая и, по словам японцев, не самая вкусная рыба не стоит того, чтобы рисковать жизнью. По одной из версий, неизбалованные деликатесами россияне даже не задумываются о свойствах фугу. Да и о том, что это именно она, не размышляют. Что попалось на крючок или в сетку, то и пойдет на стол. «МК во Владивостоке»
| |