|
Ближний Восток является родиной старейших человеческих цивилизаций, таких как государства Междуречья или Древний Египет, поэтому развитие непосредственно предшествовавших им эпох особенно интересно.
10-7 тысячелетия до нашей эры отмечены распространением на территории южного Леванта культур, относящихся к докерамическому неолиту Б.
Культуры этой эпохи характеризуются активным использованием одомашненного скота, а также дальнейшим развитием орудий труда. Использование глиняной штукатурки для напольных и настенных покрытий привело человека того времени к открытию керамики.
Примечательно, что для культур докерамического неолита Б характерны массовые захоронения черепов отдельно от тел. Сейчас наука объясняет подобную практику как ритуал почитания предков. Но недавняя находка на юге Сирии внушает сомнение в правильности существующей интерпретации.
Испанские и французские исследователи обнаружили 20 мужских черепов, разделённых на две группы и уложенных по кругу. Возраст находки - около 10 тысяч лет.
Странным оказалось то, что 10 черепов из 20 имеют разбитую лицевую часть. Один череп (детский) остался нетронутым, а другой был сильно повреждён, однако его реконструкция также выявила отсутствующую лицевую часть.
В статье, опубликованной в American Journal of Physical Anthropology, учёные рассказывают, что все черепа, за исключением нетронутого черепа ребёнка, принадлежат мужчинам в возрасте 18-30 лет.
«На месте лишь верхняя часть головы, включая лоб, а также нижняя челюсть, - рассказывает Хуан Хосе Ибаньес Эстевес (Juan José Ibáñez Estévez) из Центра гуманитарных исследований Высшего совета по научным исследованиям в Каталонии. - Судя по всему, они были разбиты при помощи камня».
Черепа имеют разный возраст, а их обладатели разную дату смерти, однако по непонятным причинам они все были собраны в одном месте отдельно от тел, а затем разбиты при помощи каменного орудия.
Исследователям остаётся лишь выдвигать гипотезы относительно целей подобного ритуала. Среди предложенных версий, такие как символическая месть врагам или желание защититься от мертвецов.
«Когда люди неолита начали образовывать устойчивые сообщества, им потребовалось нечто вроде "социального цемента", призванного скрепить фундамент общественной жизни, и ритуал почитания предков является таким "цементом", - поясняет Ибаньес. - Однако в случае с разбитыми черепами мы видим другую картину».
| |