|
Президент Тоомас Хендрик Ильвес в речи по случаю годовщины независимости Эстонии заявил, что наше прошлое в каменных баррикадах и колючей проволоке - реальность, которая занимает в душах эстонского народа все меньше метафорического пространства.
Точно так же, как проклинаемые некогда времена Пятса, 1930-е, с годами становятся в эстонской памяти все более светлыми, представления об августовских днях 1991 года меняются в сторону того, что все, что произошло, был естественным, - сказал Ильвес и предостерег, что считать, что независимость - естественное состояние, значит забывать условия оккупации чужим государством.
С фактом, что, говоря о сегодняшнем дне, люди все меньше сравнивают его с прошлым, по мнению Ильвеса, следует мириться. В этом,, по его мнению, есть и нечто хорошее, потому что сколько мы протянем, постоянно находясь в депрессии от своего тяжелого прошлого.
Но все же, сказал президент, скорость, с которой стирается память, порой поражает. «Особенно если мы знаем, к чему может привести полное забвение. Мы хотим быть такими же, как страны, которые нас существенно богаче, и не сравниваем нынешнюю ситуацию с той, что была 20 лет назад - а стоило бы и для осознания реальности необходимо.
Ильвес признал, что многие видят выход в том, чтобы покинуть страну и зарабатывать деньги за границей, искать там счастье. "Это их свобода, которую мы завоевали 21 год назад". Но цена этой свободы, ее побочное явление, нередко в том, что человек ощущает себя на чужбине одиноким и покинутым.
"Выбрав девять лет назад Европейский союз, мы, кроме всего прочего, выбрали свободу. Кроме конституционных свободы, мы выбрали свободу путешествовать, работать, делать покупки в любой стране Европы".
| |