|
Чемпион мира в Формуле-1 - «Труду»
«Формула-1 в России - это реально»
Британец Дженсон Баттон в 2009 году уверенно выиграл самые элитные соревнования автомобилистов - Формулу-1. С 16 по 19 июля нынешнего года лучший гонщик планеты посетил Москву, где принял участие в гонках по центру столицы России под названием Bavaria Moscow City Raicing. За несколько часов до начала этого представления мистер Баттон ответил на вопросы корреспондента «Труда» - короткая беседа состоялась в коридоре московской гостиницы «Ритц-Карлтон».
- Джеймс, вы первый раз в Москве?
- Не только в Москве, но и вообще в России. Всегда мечтал приехать в вашу страну, и, конечно же, в Москву. И теперь счастлив, что эта возможность осуществилась. С одной стороны, это у меня рабочая поездка. Одна из ее целей - продвижение проекта, связанного с проведением в России этапа Формулы-1. Но за два дня, проведенные в Москве, я получил большое удовольствие, гуляя по улицам центра российской столицы.
И еще до старта гонки Bavaria Moscow City Raicing я осмотрел фрагменты трассы будущих гонок. С одной стороны, эта петля находится в центре древнего города с видом на достопримечательности. Но с другой - на этой трассе преобладает довольно современное покрытие и есть довольно скоростные участки.
- Вы считаете этап Формулы-1 в России реальным делом?
- Не я считаю. Уже руководство Формулы-1 пригласило главного архитектора трасс этих соревнований Германа Тильке, и он провел все необходимые работы предварительной стадии подготовки. А его имя очень много значит в автогонках. Именно этот специалист проектировал все новые трассы, которые в последнее время стали этапами Формулы-1.
Тильке даже перестраивал трассу в моем родном Сильверстоуне, хотя, казалось бы, в Британии можно было бы найти своих неплохих специалистов по этой части. Но фамилия Тильке для автогонщиков, и меня в том числе, является символом высшей категории. Известна склонность этого мастера сочетать очень крутые повороты с длинными прямыми участками. На московской трассе будут и такие, на которых можно разогнаться до 320 километров в час.
Такой почерк архитектора вполне соответствует и моим предпочтениям. Специалисты считают, что московский этап Формулы-1 может состояться в 2012 году.
- А вас когда-нибудь приглашали к проектированию трасс?
- Скажем так: проектировщики «низших» лиг шоссейных автогонок иногда спрашивают мое мнение. Я высказываю свои предпочтения и пожелания. Если бы меня привлекли к проектированию трасс Формулы-1, то я охотно согласился бы.
Буду надеяться, что со временем моя роль не ограничится высказыванием каких-то идей и я смогу оказать реальное влияние на то, чтобы трассы проектировались именно с таким расчетом, что главной составляющей победы становилось бы мастерство гонщика. Но тут есть такая особенность: у каждого гонщика свои предпочтения. Поэтому учесть интересы всех действующих лидеров невозможно.
- В нынешнем сезоне вы выступаете не столь феерически, как в прошлом. В чем причина ухудшения результатов?
- Мои качества автогонщика, мой уровень мастерства нисколько не снизились. Просто выросло мастерство моих соперников, а также улучшилось качество их болидов. А мы в нынешнем сезоне достигли не меньшего успеха, чем в прошлом, если смотреть на выступления моей команды.
Мы с моим напарником по «Макларену» и соотечественником Льюисом Хэмилтоном значительно оторвались от соперников в зачете Кубка конструкторов. Хотя я четко осознаю: основная борьба за чемпионство еще впереди. Предстоят очень ответственные старты.
- Гонка Bavaria Moscow City Raicing повышает популярность вашего вида спорта. Но в плане подготовки к борьбе за главный приз сезона такие мероприятия не отвлекают от главной цели?
- Да, в Москве я гонял не на своем боевом болиде, который участвует в Формуле-1, а совсем на другой машине, которая сильно отличается в управлении. Но было бы ошибкой считать, что 100% труда автогонщика - это только крутить руль и давить на газ либо на тормоз.
В нашей профессии с каждым годом увеличивается доля рабочего времени, потраченного на обсуждение деталей с конструкторами, на регулировку отдельных узлов и тому подобное.
- Вы с Хэмилтоном работаете в одной «конюшне». А ваш «Макларен» сильно отличается от того, на котором ездит ваш напарник?
- Если говорить о моих особенностях гонщика, то я во многих компонентах сильно различаюсь с Хэмилтоном. Но когда при тестовых заездах мы с ним гоняли на одном и том же автомобиле, то показывали на одних и тех же трассах примерно одинаковые результаты.
Тем не менее в Формуле-1 с каждым годом усиливается такая тенденция: каждый автомобиль все больше подгоняется под конкретного гонщика.
- И все-таки, в вашем рабочем графике поездка в Москву - это отдых или работа?
- Скажем так: работа приятная и далеко не на пределе сил. Вот только разве что жара и обилие новых впечатлений немного утомили. Но моя команда предвидела такой ход событий и обстоятельств. Мой график не претерпит никаких изменений.
Из Москвы сейчас я вылетаю не в Германию, где пройдет ближайший этап Формулы-1, а к себе домой, в Англию, где три дня посвящу очень активному отдыху: плаванию и катанию на маунтинбайке. На трассу Гран при Германии я прибуду накануне тренировочных заездов.
- Великий русский писатель когда-то сказал: в России две беды - дураки и дороги. У вас на сей счет сложилось собственное мнение?
- В Россию я приезжаю в первый раз. А тех русских, которых я знал раньше, я пока не в силах отличить по внешности и поведению от немцев, скандинавов, финнов и поляков. Теперь, видимо, в Москву я буду приезжать регулярно. Так что со временем составлю о русских свое собственное мнение, а не книжное.
Что касается дорог, то кремлевская гоночная трасса напоминает конфигурацией и покрытием ту, по которой проходит Гран при Сингапура. А этот этап среди лучших гонщиков считается одним из самых интересных в мире. Что касается остальных российских дорог... Я пока ездил только от аэропорта до центра Москвы, причем на заднем сиденье элитной модели «Мерседеса». Так что дороги показались мне идеальными.
- А в повседневной жизни какие автомобили вам больше нравятся?
- Единого мнения у меня нет. Вне моей профессии автомобили я оцениваю не по скорости и мощности, а по уровню комфорта. Кроме того, я очень люблю старые авто и вообще стиль ретро. Я имею опыт вождения не одним десятком марок автомобилей, изготовленных в разных странах.
Самая привычная из серийных, пожалуй, «Хонда». В определенный период жизни гораздо непривычнее мне было не пересесть из одного автомобиля в другой, а переехать из Лондона в Монако и назад, то есть переключиться с правостороннего движения на левостороннее, и потом опять на правостороннее. Но по городским улицам гонок я никогда не устраиваю, и потому аварий по моей вине не случалось.
- Но все же, ощущение скорости в болиде Формулы-1 и в обычном автомобиле разные?
- Скорости отличаются. Но смысл и главная цель «королевских гонок» не в достижении запредельных рекордов, а в том, чтобы те элементы, которые успешно пройдут проверку на спортивных моделях, потом внедрять и в серийные. Например, системы безопасности, какие-то узлы подвесок шасси и систем управления. Мы работаем испытателями во благо миллионов рядовых автомобилистов.
- И последний вопрос, вернее, просьба дать совет. Как юным гонщикам следует бороться со страхом?
- Моя спортивная биография - особый случай. Во-первых, мой отец тоже был успешным автогонщиком, а гены в спорте обычно все-таки влияют на результат. Во-вторых, я попробовал себя за рулем картинга довольно рано, а в юном возрасте рискованные действия даются человеку легче и с большим азартом.
А вообще у людей разные характеры, и подход в этом непростом деле тоже необходим индивидуальный. Главное - не путать страх с элементарным чувством осторожности и трезвым рассудком. Надо любые экстремальные виды спорта осваивать постепенно, чтобы на каждом этапе контролировать ситуацию, а не полагаться на везение и волю случая.
Досье
Дженсон Баттон, автогонщик
Родился 19 января 1980 года в английском городке Фроум графства Сомерсет.
В 2000 году начал карьеру в Формуле-1 в команде Williams, затем выступал в Renault, BAR (Honda) и Brawn. С 2010 года является пилотом McLaren.
Достижения: действующий чемпион мира сезона-2009. За карьеру выиграл 9 гонок и 29 раз поднимался на подиум.
Отец Дон Баттон - известный британский гонщик, получивший прозвище Колорадский Жук.
Дженсон часто меняет девушек, а его нынешней пассией является известная японская модель Джессика Мичибата.
| |