|
Фильм «Все ушли» получил главный приз 20-го российского фестиваля «Окно в Европу»
В интервью «Труду» продолжатель великой династии Параджановых рассказал о том, как он снимал картину о своем родном городе - Тбилиси, о собственном детстве и близких людях.
- Георгий в вашей картине есть черты и мотивы, унаследованные от великого дяди - Сергея Параджанова?
- Мои друзья по ВГИКу, с которыми я учился и мнение которых я очень ценю, после просмотра фильма «Все ушли» сказали: «К счастью, ты ушел от стилистики Параджанова, мы этого боялись». В первую очередь на меня наложил печать город - Тбилиси, абсолютно сюрреалистический, даже несмотря на то, что сейчас он изменился.
- Режиссер Кшиштоф Занусси считает, что одна из задач кинематографа - «быть гидом в другие города и страны». В этом смысле ваша картина - идеальный гид в Тбилиси конца 60-х годов прошлого века.
- Когда я приехал в Тбилиси, то не знал, как вести себя в родном городе. Мне было страшно и некомфортно. Все было перестроено, люди сидели в кафе напомаженные, красивые, очень европейские и - одинаковые. Я не знал, как здесь снимать фильм. В одиночестве бродил по улицам, по старому городу.
Свой родной дом я теперь ненавижу - будь он проклят. Его тайно продали, перестроили, и теперь он стал для меня склепом. У меня была мечта - на месте дома, где родились я, моя мама, тетка и Сергей Параджанов, построить фонтан. Когда я в нем жил, то во дворе дома бил фонтанчик, который рухнул в день смерти Сергея Параджанова - на его месте хотели построить гараж. Я вспоминал, как мы в детстве, мальчишками, бегали в трусиках и обливали друг друга водой из клизм или ведер... Но в первую очередь мне надо было восстановить запахи города, им я придаю особое значение.
- И какой основной главный запах Тбилиси? Например, писатель Михаил Шишкин сказал мне в интервью, что Москва пахнет утробным подъездным запахом и едой.
- Запахи еды я вспомнил в первую очередь. По ним я определял, что готовили в разных домах. Был дом, где все время готовили голубцы, а в русском доме - борщ, и это были удивительные запахи. Там был общий балкон, и женщины постоянно ругались - была такая бытовая битва за бельевую веревку. Но когда мужья приходили с работы и их надо было кормить, то все мирились. Никакая Италия по своему жгучему темпераменту не идет в сравнение со старым Тбилиси, хоть я ее очень люблю. Я учился там, и у меня много друзей в Италии, но Тбилиси - это город потрясающего колорита, фантасмагории, разнообразия характеров.
- Георгий, вы были дружны с Тонино Гуэрра, не так ли?
- Я ездил на похороны Тонино. В моем фильме «Все ушли» он должен был сыграть старого трамвайщика, а его жена Лора со своей копной рыжих волос - гадалку. Лора мечтала об этой роли, и Тонино дал свое согласие. Но из-за болезни Тонино сыграть в моей картине им, увы, не удалось.
- «Все ушли» - автобиографический фильм, а значит, у вас была такая же удивительная бабушка, как в картине?
- Она сыграла огромную роль в моей жизни, часто не пускала меня на улицу, боялась, что меня сглазят и я, не дай бог, заболею. Но гнет бабушки сыграл и положительную роль: я вырос в мире, который описал Гарсиа Маркес. Потом я встречался с Маркесом в жизни, и он расспрашивал меня о моем детстве, о Сергее Параджанове... Когда я закончил очередной рассказ, Маркес сказал мне: «Ты идиот, потому что этих вещей нельзя рассказывать, ибо каждый рассказ - это роман». Мы жили в богатом армянском доме, дедушка был товароведом в антикварном магазине, и весь дом был украшен шикарными коврами, хрусталем, изделиями Фаберже. Но самая большая радость была - когда приезжал дядя, Сергей Параджанов. Помню, как я нарядился, когда шел в первый класс: нацепил на себя все бриллианты, которые были в доме: кольца, брошь, часы XVIII века, огромную цепь с сапфирами. Когда учительница увидела «бриллиантового» мальчика, то сразу вызвала участкового инспектора, и после этого происшествия меня дома били три дня - кстати, золотой цепью. Я так нарядился, подражая дяде - Сергею Параджанову. Я думал: почему он может ходить с бриллиантовыми украшениями в оперу, а я не могу? Я играл в Параджанова все свое детство.
| |