|
Один из главных двигателей мировой экономики последних лет сбавляет обороты
Азиатские потребители поддерживали национальные экономики в то время, когда экспорт в Европу и США, долгое время бывший главным локомотивом экономического роста, перестал увеличиваться. Однако в последнее время наметилась тревожная тенденция: спрос на внутреннем рынке в азиатских странах начал ослабевать. Продажи автомобилей в Южной Корее сокращаются. Китайцы стали экономить на одежде. Очереди перед бутиками Louis Vuitton в Гонконге растаяли. Ставки в игре баккара в казино Макао и Сингапура - барометр потребительских настроений в Китае и состояния туристического сектора - растут гораздо медленнее, чем в течение трех предыдущих лет. Некоторые экономисты отмечают, что за последние несколько месяцев потребительский сектор, в котором еще недавно царило оживление, стал демонстрировать признаки спада во многих азиатских странах. Владельцы магазинов и предприниматели жалуются, что покупатели не спешат доставать кошельки и кредитные карты. «Покупательская способность уменьшилась. Иногда посетители берут одну порцию на двоих. Те, кто раньше выпивал бокал вина, теперь заказывают воду», - сказал Шокат Имран, шеф-повар и совладелец нескольких итальянских ресторанов в Гонконге. По его словам, сумма среднего чека снизилась на 20%. Изменения в потребительских настроениях пока не бросаются в глаза, и падение потребительских расходов не приняло таких масштабов, как в Греции и Испании. Однако во многих странах рост расходов замедлился. Если экспорт в Европу и Америку продолжит сокращаться, азиатским потребителям рано или поздно придется начать экономить на более значимых статьях. Потеря активного потребителя - многие эксперты считают, что ее еще можно избежать - станет «следующим шагом на пути к торможению азиатских экономик», считает Найджел Чок, бывший экономист Международного валютного фонда, а ныне директор по исследованиям развивающихся рынков в сингапурском отделении Barclays Capital. По прогнозу Азиатского банка развития, рост ВВП азиатских стран за исключением Японии в 2012 г. замедлится до 6,6% с 7,2% в 2011 г., что является самыми низкими темпами экономического роста за весь период с 2009 г. Торможение вызвано замедленным ростом экспорта. Потребление в Азии держалось на высоком уровне благодаря занятости населения и росту зарплат. Работодатели не склонны увольнять сотрудников, поскольку верят, что затишье на рынке - это временное явление, а не начало рецессии. Несмотря на замедленный рост экспорта, уровень безработицы в Сингапуре, Гонконге, Южной Корее и на Тайване - столь зависимых от внешней торговли - находится близ исторического минимума. Тем не менее прогноз безработицы для азиатских стран выглядит не столь оптимистично. Сингапурская рекрутинговая компания Achieve провела опрос 450 компаний и выяснила, что две трети из них до конца года не планируют набирать новых сотрудников. Полгода назад только половина сообщила, что откажется от дальнейшего найма. Сравнительно благополучная ситуация с занятостью в Южной Корее обманчива, указывают эксперты: многие корейцы, не найдя работу, вынуждены были открыть свое дело - крошечные супермаркеты и кафе, не приносящие особых доходов. В Китае розничные продажи в июле выросли на 13% год к году, что само по себе неплохо, однако проигрывает в сравнении с наблюдавшимися в последние годы темпами (более 20%). Чтобы поддержать спрос на бытовую технику, правительство ввело налоговые скидки. Кроме того, китайские власти вновь прибегли к программе обмена старых автомобилей на новые. «По сравнению с тем, что было два года назад, дела идут еле-еле», - говорит Стэнли Жето, гендиректор гонконгского производителя эксклюзивной одежды Lever Style, работающего с такими ьрендами, как Hugo Boss и Calvin Klein. На фабриках Lever Style в Китае и Вьетнаме работают 7000 человек. По словам Жето, раньше компания поставляла одежду преимущественно в Европу и США, но когда там наметились проблемы со спросом, переключилась на Китай с Тайванем и Гонконгом. Последнее время даже китайцы «перестали строить новые торговые центры в прежних объемах, а складские запасы растут», рассказал Жето. В Южной Корее потребительский спрос практически не растет. Продажи в гипермаркетах и автосалонах падают. Если американцы охотно покупают автомобили Hyundais и Kias, на родине они не пользуются особым спросом. По данным Ассоциации автопроизводителей Южной Кореи, автопродажи в I полугодии сократились на 6% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Начали снижаться и цены на жилье. Правительство стремится подстегнуть вялый спрос, предлагая, в частности, выгодные условия ипотеки. Перевела Анна Разинцева
| |