|
Проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин рассказывает, как сделать российское высшее образование идеальным. Высшее образование в РФ пока существенно уступает тому, что дают в вузах Европы и США. «Труд» узнал: для того чтобы его изменить, нужно дать студентам больше свободы, а преподавателям - возможность проводить любые эксперименты.
- Многие работодатели жалуются на то, что студенты получают слишком теоретическое образование. Им приходится практически заново учить выпускников вузов под себя. Вы согласны с этими обвинениями?
- Это только часть существующей проблемы. Скорее можно сказать, что российское образование не только «плохо-практическое», но и «плохо-теоретическое». Это мертвое образование. Если мы посмотрим на ведущие мировые университеты, то увидим, что они - прежде всего серьезные исследовательские центры. Большинство преподавателей российских вузов не занимаются исследованиями, не имеют публикаций, или эти публикации на уровне тезисов конференций.
50 процентов самостоятельности
- Каким образом должна проходить интеграция российского образования в мировое академическое сообщество?
- Мы должны открывать все двери, приглашать сюда зарубежных специалистов, обмениваться опытом, поощрять мобильность студентов. Сейчас уже происходят позитивные изменения в образовании. Появились федеральные университеты - МГУ и СПбГУ - и 29 национально-исследовательских университетов, в конце прошлого года под их программы развития были выделены ресурсы.
- Как распорядились этими инвестициями в ВШЭ?
- Мы тратим их на разработку индивидуальных образовательных программ. Это прин-ципиальный шаг в нашем об-разовании. В мире нет понятия «диплом государственного образца», как в России, есть понятие «диплом университета». Российские вузы обучают по государственным стандартам, западные отвечают за качество образования собст-венным именем.
До недавнего времени учебный план жестко регламентировался, но теперь стандарты определяют только 50% плана, остальные 50% мы разрабатываем самостоятельно. МГУ и СПбГУ уже дано право выдачи собственного диплома. Думаю, через какое-то время такое право появится и у других вузов.
Пора сократить количество дисциплин
- Как изменились учебные программы после того, как вузам позволили наполовину самим формировать курсы?
- Первая идея, которая возникала, - дать как можно больше информации. Но мы решили не увеличивать количество дисциплин, а сокращать, несмотря на то что каждый преподаватель считает необходимым включить свою дисциплину в учебный план.
Мы выделили ядро обязательных предметов, а с 3-го курса учащиеся могут выбрать дополнительные курсы. Наш студент за 4 года изучит 30-35 дисциплин. С одной стороны, мы стараемся обеспечить фундаментальность, с другой - разнообразие.
- Новые курсы стали более практическими? Выпускники будут лучше подготовлены к работе?
- Университет никогда не сможет подготовить студента так, чтобы он все знал и умел, придя работать в компанию. Всегда есть специфические знания и умения, которые должен дать конкретный работодатель. Мы создали базовые кафедры - это подразделения различных корпораций или академических организаций.
Представители компаний проводят мастер-классы, читают свои курсы, организуют практики. У нас много базовых кафедр - только на факультете социологии представлены ФОМ, ВЦИОМ и Левада-Центр, на факультете экономики преподают курсы Ernst&Young, на факультете менеджмента действует базовая кафедра маркетинговых коммуникаций «Видео Интернешнл», есть целевая магистерская программа от Сбербанка.
- Может ли быть эффективным образование, основанное на запросах работодателей?
- Невозможно дать фундаментальное образование, основываясь исключительно на запросах работодателей. Компании не могут сказать заранее, какие специалисты будут нужны через пять лет. Но диалог с бизнесом должен быть. Поэтому крупные компании, которые видят свое будущее на рынке, заинтересованы в таком партнерстве. Они понимают, что наем молодых специалистов - это определенный риск, но могут позволить себе такие риски.
Резюме «Труда»
Сергей Рощин, проректор государственного университета - ВысшЕЙ школЫ экономики
Родился в 1963 году. Окончил МГУ, экономический факультет (специальности - «экономическая кибернетика», «экономика труда и народонаселения»).
Звания: кандидат экономических наук, доцент.
Работал старшим преподавателем социологического факультета МГУ, доцентом кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ, заведующим кафедрой экономики труда и народонаселения, заведующим лабораторией исследований рынка труда ВШЭ.
| |