|
Как прогнозирует компания «Боинг», в ближайшие 20 лет Россия и страны СНГ должны приобрести около 960 новых самолетов на сумму в $90 млрд. Они должны будут заменить морально устаревшие узкофюзеляжные самолеты с низкой топливной эффективностью и региональные лайнеры на более эффективные модели нового поколения.
По словам вице-президента по маркетингу компании «Боинг- Гражданские самолеты» Рэнди Тинсета, спрос на новые самолеты будет стимулироваться в том числе ростом пассажиропотока на международных направлениях из и в Россию и страны СНГ, а также и на внутреннем рынке. Как оценивают в компании, объем пассажирских перевозок в регионе будет расти, в среднем, на 4,8% в год. Растущий поток пассажиров в туристическом и деловом сегменте на направлениях России/СНГ станет, как считает Рэнди Тинсет, предпосылкой к стабильному спросу на трансконтинентальные и межрегиональные перевозки. В соответствии с этими тенденциями, почти 60% будущих поставок в ближайшие 20 лет будут составлять узкофюзеляжные самолеты, а парк авиакомпаний, с учетом темпов вывода морально устаревшей техники, в регионе к 2029 г. увеличится с 1150 до 1300 самолетов.
Снять с баланса
Согласно прогнозу «Боинг», всего доля узкофюзеляжных самолетов в парке российских авиакомпаний к 2029 г. вырастет с 54% до 63%. Авиакомпании вынуждены все большее внимание уделять возрасту своего парка, поскольку старые самолеты, расходующие большое количество топлива, становятся тяжелым бременем на их балансе. Растущее внимание общественности и государственных органов к воздействию воздушного транспорта на мировой климат также станет одним из факторов, которые авиакомпании будут вынуждены учитывать при выборе самолетов с более низким уровнем выбросов углерода.
Темпы роста парка широкофюзеляжных самолетов в регионе будут определяться расширением беспосадочных международных направлений, наращиванием частот и введением новых пар городов в маршрутных сетях авиакомпаний. Доля широкофюзеляжных ближне- и среднемагистральных самолетов в парке авиакомпаний России и СНГ к 2029 г. вырастет до 17%. По оценке экспертов компании, потребность в новых экономичных широкофюзеляжных самолетах класса 787 Dreamliner в России и СНГ составит 160 самолетов. Доля широкофюзеляжных самолетов в структуре спроса в регионе в ближайшие 20 лет составит 17%.
Большие самолеты (класса 747 и выше) не будут пользоваться существенным спросом. На их долю придется только 3% от общего объема поставок в течение следующих 20 лет. В рассматриваемом периоде времени, авиакомпании России и СНГ закупят около 30 больших самолетов, все из которых будут представлять грузовые модели. «Боинг» также прогнозирует спрос на 200 региональных самолетов, что составит более 10% от всей мировой потребности в данном сегменте. Самолеты этого класса займут 21% в общем объеме поставок новых самолетов. Они будут использоваться для поддержания роста пассажиропотока в небольшие страны СНГ, а также придут на замену устаревшим самолетам.
Планы на 20 лет
По словам Рэнди Тинсета, в настоящий момент 24 российские авиакомпании уже заказали у «Боинга» 224 самолета, которые ежегодно перевозят 24 млн пассажиров. Среди заказчиков- лидеры авиационного рынка России, которые в последнее время консолидируются между собой, более того, 6 авиакомпаний должны перейти под крыло «Аэрофлота». Также недавно в «Боинг» поступил еще 41 заказ на покупку лайнеров, и 50 самолетов серии 737 заказали «Ростехнологии». В настоящий момент компания планирует выпускать свыше 30 «Боинг»-737 в месяц до 2012 года, а к 2014 году повысить эту цифру до 38 самолетов.
Эта серия пока будет продолжать свое существование, в дальнейшем создатели данной модели планируют либо модернизировать ее, либо провести ремоторизацию, либо создать абсолютно новый самолет в этом сегменте рынка. Ремоторизация, по словам Рэнди Тинсета, может привести к увеличению эффективности лайнера на 15%. Производство авиалайнеров серии Boeing- 777 должно быть увеличено с 5 до 7 самолетов к середине 2011 года. «На ближайшие 20 лет емкость российского рынка составляет 30900 новых самолетов стоимостью $3,6 трлн»,- сообщил г-н Тинсет.
Битва за рынок
По словам главного редактора «АвиаПорт» Олега Пантелеева, основная особенность российского авиарынка- это потребность в большом количестве региональных самолетов. «В отличие от других рынков, вроде Китая или Юго-Восточной Азии, в России спрос на региональные самолеты в процентном соотношении несколько выше: условно говоря, мы имеем большее количество так называемых "тонких" маршрутов, где пассажиропоток слишком большой, чтобы ставить на него вместительный самолет. Эта ситуация диктует потребность в большом числе самолетов умеренной вместимости»,- говорит Пантелеев.
Он обращает наше внимание на то, что Boeing понизил прогноз по рынку России и СНГ на 9% по сравнению с 2009 годом: по оценке компании, экономика в нашем регионе не так быстро восстанавливается после кризиса, как в других мировых регионах. «Тем не менее, рынок все равно остается достаточно емким- это 960 самолетов за 20 лет, здесь есть потенциал для реализации большого числа самолетов различных производителей, как российских, так и украинских. В то же время наш внутренний рынок пока недостаточен для того, чтобы самолетостроительная программа "Sukhoi Superjet 100" была успешной, пока ей обеспечен лишь хороший старт, так же как и самолетам серий АН-148 и МС-21. Безусловно, на этом фоне Boeing будет биться с конкурентами за то, чтобы доминировать в тех сегментах рынка, где ему будет, что предложить»,- считает Пантелеев.
Самолеты вторым делом
По мнению директора аналитического департамента УК «Ингосстрах инвестиции», Евгения Шаго, прогноз американского авиаконцерна выглядит несколько теоретическим, из разряда, какие самолеты могли бы быть востребованы, если были бы деньги. «Вопрос заключается в наличии платежеспособного спроса. Как я понимаю, все авиакомпании, входящие в пятерку крупнейших, или уже завершили или близки к завершению своего авиапарка. Сейчас они летают на вполне современных самолетах, и новые им не требуются. Остальные авиакомпании за пределами этой пятерки- или представляют регионы, или не обладают большими финансовыми ресурсами для приобретения новых самолетов. Все, кто хотел или мог, уже поменяли авиапарк. По сути, на советских типах авиалайнеров уже никто не летает»,- считает Евгений Шаго.
«Модельный ряд Boeing больше подходит для России. Маловероятно что российские авиаперевозчики в ближайшее время разместят большой заказ на последний проект A380- так называемый Superjumbo, в то время как последний проект Boeing 787- Dreamliner вполне может быть востребован из за небывалой энергоэффективности последнего. Авиакомпания S7 уже закупила 22 таких самолета»,- рассказала аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова GZT.RU. Она подтвердила версию Олега Пантелеева о том, что доля западных производителей на рынке может сокращаться за счет пополнения авиапарков самолетами российского и российско-украинского производства, такими как Sukhoi Superjet, который был разработан при поддержке того же Боинга.
| |