|
Правительство может ввести зарплатный ценз для будущих пенсионеров. Один из вариантов реформы предусматривает отмену накопительной части пенсии для людей с зарплатой ниже 26 тыс. рублей в месяц. Более высокооплачиваемые ее сохранят, но ответственность за управление накоплениями государство переложит на работодателей с возможным повышением тарифа отчислений для опасных производств до 9% от фонда оплаты труда.
К октябрю правительство должно принять основные решения по стратегии развития пенсионной системы, знает член рабочей группы по пенсионной реформе при Минтруда и социальной защиты, заместитель директора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин. Сейчас взносы работодателей в Пенсионный фонд России (ПФР) составляют 22% от фонда оплаты труда. Из них 6% идут на обязательную накопительную часть для граждан, родившихся в 1967 году и позднее. Накопительную часть гражданин имеет право направить в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию. Средства тех, кто не определился, что делать с пенсионными накоплениями («молчуны»), автоматически попадают в государственную управляющую компанию ВЭБ. При такой схеме дефицит бюджета Пенсионного фонда, который покрывается трасфертами из бюджета, в последние несколько лет составлял около 1 трлн руб. По подсчетам Минтруда, если не начать реформу пенсионной системы, то к 2050 году году дефицит ПФР удвоится. Ранее Минтруд на рабочих встречах с экспертами предлагал отказаться от накопительной компоненты. Но Горлин подчеркивает, что официальных заявлений чиновников по поводу отказа от накопительной компоненты не было. Имеются лишь расчеты: если отказаться от накопительной части, то в этом случае, бюджет ПФР можно сбалансировать за 4 года. Но это предложение не нашло поддержки в Минфине. Из 75 млн трудосопособного населения примерно 45 млн составляют наемные работники и за них компании вносят 22% от ФОТ. А еще 30 млн заняты в мелком бизнесе, в различных ООО и фермерских хозяйствах, числятся индивидуальными частными предпринимателями или фрилансерами. «Взносов в ПФР они не делают или платят взносы с символического заработка. А пенсии платятся всем. Если таких работников не вывести из тени, проблему дефицита ПФР не решить», - заметил Горлин, назвав сложившуюся ситуацию основной причиной дефицита. Другой фактор, формирующий около трети дефицита ПФР, это досрочные пенсии, право на которые имеют около 30% работников. Сейчас рабочая группа (состоит из чиновников и экспертов) обсуждаются различные способы реформирования пенсионной системы в целом и ее накопительной компоненты, в частности. Первый вариант - сократить отчисления на накопительную часть с 6% до 2% от фонда оплаты труда. Взносы в размере 4% направить в страховую часть пенсии. Минтруд аргументирует это предложение тем, что накопительная часть все равно инвестируется неэффективно, показывая доходность на уровне или ниже инфляции и ниже индексации страховой части пенсии. Источник, знакомый с результатами подсчетов, говорит, что в 2012 году первые получатели пенсии с накопительным компонентом смогли рассчитывать на прибавку к общей распределительной пенсии 26,74 рубля в месяц. В 2023 году прибавка составит 324 рубля в месяц. Сокращение накопительной части позволит снизить дефицит ПФР (дисбаланс ПФР за счет накопительной части - около 350 млрд руб.), а также увеличить страховую часть пенсии будущим пенсионерам. «Обсуждается вариант такого "страхового маневра" в качестве временной меры на 2-3 года в преддверии кризиса», - говорит Горлин. После восстановления экономического роста можно вернуться к 6%. Вторая схема - предоставить работникам право выбора куда направлять 6%: на накопительную пенсию в рамках НПФ или на солидарно-страховую, гарантируемую государством. Третий вариант - оставить накопительный компонент не для всех, а только для тех граждан, которые имеют зарплату выше средней по стране (сейчас 26 тыс руб в месяц). Для малообеспеченных накопительная часть в размере 2% не даст ощутимой прибавки к пенсии, аргументируют его сторонники. Самое радикальное предложение, которое обсуждается на рабочей группе, - введение корпоративной пенсии с подготовкой соответствующего законопроекта, знает один из участников рынка. Корпоративную пенсию предлагается ввести, в частности, для компаний, имеющих работников с правом досрочного выхода на пенсию. Компании, в которых работают сотрудники с правом досрочного выхода, будут обязаны платить повышенный тариф по накопительной части (до 9%). Но этот повышенный взнос можно будет не перечислять в ПФР, а развивать собственную корпоративную пенсионную систему. При устройстве на работу на каждого работника будет заведен пенсионный счет, он будет подписывать с работодателем договор, описывающий способы инвестирования пенсионных накоплений. Компании смогут соинвестировать пенсионные накопления своих работников. Управлять этими средствами может НПФ, выбранный работодателем. Либо можно будет открыть долгосрочные пенсионные счета в банке. Варианты обсуждаются, говорит источник, добавляя, что список льготных категорий граждан, имеющих право на досрочную пенсию, придется пересмотреть. «Сейчас он слишком обширен и включает геодезистов, водителей троллейбусов, балерин и прочие категории работников, не всегда заслуженно имеющих право на льготы»,-- утверждает он. Другой источник, знакомый с ходом консультаций, заметил, что около 80% досрочно выходящих на пенсию продолжают работать. Рабочая группа обсуждает различные варианты реформирования накопительного элемента пенсионной системы, подтвердил источник «Газеты. Ru» в правительстве. Но пока решение не принято. «Все предложения, которые обсуждаются сейчас на рабочей группе: как переложить хотя бы часть ответственности за пенсионное обеспечение с государства на бизнес и на граждан. Ничего не поделаешь, это общемировой тренд», - говорит Антон Табах из «Уралсиб- Капитала». Но уменьшать взнос до 2% означает уничтожение накопительной системы. Получить весомую прибавку к пенсии за счет этих 2% не получится, уверен Табах. В большинстве развитых стран уровень взносов (часто совместных работника и работодателя) составляет от 7 до 10% зарплат. Табах говорит,что когда работал в США в одной из крупных управляющих компаний, то платил в пенсионный фонд 5% от зарплаты. Без налоговых льгот ни компания ни работник не будет мотивирован на приумножение пенсионных накоплений, считает Табах. В США корпоративные пенсионные программы освобождены от подоходного и социальных налогов. К взносам работника еще 5% соинвестировал работодатель, также на льготных налоговых условиях. Работникам предлагались на выбор несколько пенсионных программ. В дополнение к этому, работодатель из собственных средств финансировал пенсионный план для действующих и бывших сотрудников, проработавших не менее 5 лет. Вопрос налоговых преференций для работодателей, участвующих в развитии корпоративных пенсионных систем, актуален, говорит источник в правительстве.
Автор: Рустем Фаляхов, Петр Канаев
| |