|
В Роскосмосе подготовили проект преобразования ведомства в госкорпорацию. В ведомстве считают, что именно такой формат позволяет сохранить «жесткую вертикаль управления». Эксперты называют проект «отпиской» в ответ на требование премьера представить предложения в месячный срок и обращают внимание, что в новой структуре не остается места государственной власти.
В среду стало известно, что Роскосмос подготовил проект собственной реформы. На прошлой неделе, после разгромного совещания у главы правительства глава ведомства Владимир Поповкин заявил, что как один из вариантов рассматривается создание госкорпорации Роскосмос по аналогии с Росатомом.
Как сообщила в среду газета Коммерсантъ со ссылкой на собственные источники, первая версия проекта госкорпорации «Роскосмос» уже готова. Источник в космическом ведомстве сообщили, что эта работа велась в инициативном порядке еще с конца 2011 года, однако поддержку премьера получила только теперь. По его словам, должна быть создана принципиально новая форма взаимодействия Роскосмоса и ракетно-космической промышленности: за процессом создания, отладки и запуска изделий будет вестись глобальный двусторонний контроль, «который позволит не быстро расследовать причины аварий, а предотвращать их на ранних этапах».
«Поповкин доказал премьеру, что именно формат госкорпорации позволит сохранить жесткую вертикаль управления, - сообщил источник издания в правительстве. - В нынешней системе акционерные общества находятся в ведении Росимущества, что не позволяет Роскосмосу контролировать их работу в полной мере. Госкорпорация сможет эту проблему решить».
Согласно проекту, во главе госкорпорации станет генеральный директор (сейчас высшая должность в Роскосмосе - руководитель), работу которого будет контролировать наблюдательный совет. Все назначения в правление и ревизионную комиссию будут проходить обязательное согласование в наблюдательном совете.
Кроме того, над главой госпорпорации будет ревизионная комиссия, которая должна контролировать финансовые потоки. У директора будет шесть заместителей: первый заместитель, статс-секретарь, заместитель по боевой ракетной технике, по международному сотрудничеству, по эксплуатации космодромов, по обеспечению спутниковых систем.
Вместо нынешних управлений ведомства будут заново созданы 17 профильных департаментов: боевой ракетной техники, средств выведения, пилотируемых космических комплексов, наземной космической инфраструктуры, научных исследований, космических и корпоративных технологий, информационных технологий, автоматических космических комплексов, финансово-экономический, аудита, правовой, интеллектуальной собственности, капитального строительства, имущественного комплекса и корпоративной работы, стратегического планирования, международного сотрудничества, качества и надежности, по работе с персоналом.
До сентября проект создания госкорпорации Роскосмос, возможно, будет еще несколько подкорректирован, после чего его представят на рассмотрение в правительство, пишет издание.
Напомним, 14 августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что за потерянные миллиарды и падение престижа России из-за аварийных запусков кто-то должен понести персональную ответственность. Медведев поставил Роскосмосу задачу проработать вопросы контроля за качеством продукции, выпускаемой предприятиями космической отрасли, и обозначил срок - месяц.
«Владимир Александрович (Поповкин - прим. ВЗГЛЯД), вы будете докладывать о сложившейся ситуации, в том числе о практических мерах, которые предполагается принять к повышению качества работы отрасли, включая вопросы о содержании и организационной форме работы Роскосмоса. Вопросы контроля за качеством выпускаемой продукции также остаются острейшей проблемой», - заявил Медведев, обращаясь к Поповкину. На следующий день был уволен Владимир Нестеров, возглавлявший ГКНПЦ им. Хруничева, разгонные блоки которого раз за разом становились причиной неудачных пусков.
Поповкин после совещания у председателя правительства прокомментировал его так: «У нас состоялся тяжелый разговор с председателем правительства и президентом. Такая ситуация не устраивает руководство страны. Вся та критика, которая прозвучала в адрес Роскосмоса, объективна. Здесь ничего не отнимешь».
Между тем научный руководитель московского космического клуба Иван Моисеев отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что проект преобразования Роскосмоса в госкорпорацию был известен давно, и о нем вспомнили, судя по всему, в спешке, когда Медведев потребовал разобраться в ситуации в месячный срок. Сам проект эксперт находит неподготовленным. «Он известен, он обсуждался раньше, - сказал он. - Люди предлагают две корпорации создать, три корпорации создать. То, что предлагается сейчас, выглядит, в общем-то, красиво, но неподготовленным. При знакомстве с ним возникает вопрос: где здесь власть? Если нет государственной власти, значит, она бросила космонавтику. Наблюдательный совет - это несерьезно».
«Есть государственная власть: она должна определять, куда двигаться российской космонавтике. Когда мне укажут, где эта власть, тогда станет понятно, - пояснил он. - Другие варианты могут рассматриваться, но пока нет госвласти, ничего не будет. Частная лавочка "Рога и копыта".
"Не хочу кому-то говорить, что они плохо делают, но просто они недопонимают. Космонавтика для России - государственная задача. Пока есть госвласть - есть космонавтика, нет госвласти - нет космонавтики", - добавил Моисеев.
По его мнению, в таком виде "документ не пройдет".
"Организационные проблемы решаются не так. Они решаются следующим образом: определяется ответственный, те или другие органы. Если мы делаем госкорпорацию - это получается, так или иначе, частная организация, хоть она и „гос", - сказал он.
„Такие проблемы не решаются в месячный срок, - отметил Моисеев. - Можно стукнуть кулаком по столу, но не решаются так проблемы. Будут отписки. Госкорпорация - тоже отписка. Кто-то нашел старый проект, вытащил его. Это не решает проблему.
‘У нас очень низкая производительность труда, у нас низкая надежность. Пересаживание чиновников с одного места на другое не решит ничего. Необходимо решить проблему надежности. Сейчас все вспоминают, как хороша была военная приемка - был жесткий контроль. Но почему бы не сделать государственный контроль? Можно же сделать. Это понятно. А менять структуры - это мне не кажется таким важным’, - заключил эксперт.
| |