|
Большинство чиновников не намерено избавляться от зарубежного имущества. Они уже придумали, как обойти предлагаемый запрет на владение заграничными активами.
Недвижимость и банковские счета будут дарить своим родственникам, которые не попадают под запрет. Таковыми могут быть совершеннолетние дети или родители госслужащих. Еще один вариант - передача собственности юридическим лицам. Таким образом, последствием принятия закона может стать не массовая распродажа имущества, а всплеск переоформления квартир, дач и земельных участков.
Что придумали чиновники ради сохранения своих зарубежных владений - узнал корреспондент радио «Вести ФМ» Николай Осипов.
Коттеджи, квартиры, виллы решено не продавать. Их лучше дарить. Чиновники придумали, как обойти закон, который может им скоро запретить владеть зарубежными активами. Инициаторы документа рассчитывали раз и навсегда освободить госслужащих, в том числе и своих коллег по Госдуме, от обременительной заграничной роскоши. Поговаривали о массовой распродаже недвижимости и переводе денег в Россию. Но можно сделать проще - оформить имущество на родных. Закон распространяет ограничение на супругов и несовершеннолетних детей госслужащих, а вот родители и совершеннолетние дети вполне могут быть собственниками таких домов, квартир и участков. Достаточно оформить дарение. Процедура не такая уж сложная, поясняет президент международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель.
«Если это оформлено на компанию, то проще, если на физлицо, то потребует уточнений по налоговому законодательству по передаче прав собственности, но в каждой стране есть юристы, которые специализируются именно на наследственном праве, и при желании это можно сделать довольно быстро», - говорит Зингель.
Дарение детям - это удобный способ выйти из под запрета, правда, придется потратиться. Во многих странах придется платить налог, связанный с этой процедурой. Многое зависит от стоимости жилья и земель и законов страны, где совершается сделка, но в любом случае, это расходы от нескольких тысяч до десятков и даже сотен тысяч евро.
У представителей власти встречаются весьма экзотические владения, к примеру, у депутата Михаила Слипенчука целых два дома в Конго. По его словам, помещения предназначены для работы банка, эксклюзивно представляющего там российский капитал. Так что это не совсем личная собственность.
Многие чиновники, судя по их декларациям, до сих пор не слишком старались скрывать свои зарубежные владения. Напротив, честно обо всем рассказывали. И, похоже, они успели серьезно врасти своими кошельками в иностранную землю. Болгария в лидерах, там нашли имущественный приют несколько десятков представителей власти, правда, имущество сравнительно небольшое, по чиновничьм меркам. В основном это квартиры по 60-80 метров. Депутат от либерал-демократов Максим Рохмистров, судя по декларации, владеет 100 метровой жилой площадью в этой стране, но нам поясняет, что на самом деле это квартира жены.
«У жены есть небольшая квартира в Болгарии, но это ее недвижимость, у меня с ней раздельное владение имуществом в соответствии с заключенным брачным контрактом».
Для закона разницы между чиновником и супругой нет. И потому, если закон примут, теоретически придется от квартиры избавляться, хотя сам депутат считает, что запрет не должен касаться народных избранников, просто потому, что это временная должность, не то, что у других чиновников.
«У нас депутат - это временно избранное лицо, то есть условно говоря человек не был депутатом у него была недвижимость за рубежом, его избрали депутатом, то есть на пять лет он должен потерять это право, то есть должен продать, а потом что - когда он перестал быть депутатом?»
Коллега Рохмистрова по Госдуме депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева - владелец зарубежным имуществом. Но о роскоши говорить не приходится, это 99 квадратных метров жилья, где-то в Греции. Свое имущество она обсуждать с нами не стала, но заявила, что поддерживает закон.
«Я профессионально не занимаюсь этим законом, но голосовать за него буду, то есть я закон буду поддерживать, больше я не хочу по этому закону ничего комментировать».
Исходя из этого можно предположить, что как честному депутату Оксане Дмитриевой придется расстаться с недвижимостью. Либо эксперты предлагают альтернативную схему, которой, кстати, пользуются очень многие представители власти - это оформление собственности за юридическое лицо. То есть формально госслужащий не является владельцем, просто под него создается фирма, которая и покупает жилую площадь или землю. Станислав Зингель проводит аналогию с трастовыми фондами, тоже своего рода способ маскировки имущества.
«Это даже не схема, это юридический формат владения через доверенных лиц, который управляют активом в интересах конечного бенефециара. Это называется траст, есть трасты в Гонконге, Швейцарии, это управление активами, что называется family office».
Таким способом можно спрятать внушительную сумму, несколько миллионов евро где-нибудь в Каннах на Лазурном берегу в виде домика с видом на море, или виллы на Мальорке, там тоже счет может идти на миллионы. Не зря огромной популярностью пользуются Италия, Испания и Франция. Там у чиновников все чаще попадаются владения в несколько сотен квадратных метров и солидные участки земли, цены не смущают, комментирует Станислав Зингель.
«Если мы говорим про Францию, и прежде всего это Лазурный берег, Ницца, Канны, безусловно, минимальная стоимость новостройки или реставрация старого здания - не менее чем 12 тысяч евро за квадрат, а потолок может быть 15, 17 тысяч и выше, все зависит от близости к морю, кто у вас соседи, это тоже важно».
В списке излюбленных мест также Швейцария, Кипр, Германия. У многих недвижимость в Прибалтике, расставаться со всем этим собственники не намерены, по крайней мере, инициаторы запретительных мер, в том числе депутат Вячеслав Лысаков пока не слышали, чтобы кто-то из чиновников открыто заявил о продаже своих владений.
«Думаю что пока все ждут обсуждений, а кто-то надеется на то, что законопроект не пройдет и отказываться то имущества не придется, разные мнения есть, мне поступают звонки от граждан, которые поддерживают этот закон».
По объему имущества на первых местах Доминикана и Италия. В Доминикане высокопоставленный представитель службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Евченко стал владельцем порядка 280 тысяч квадратных метров земли, правда, как зарубежный представитель России он может объяснить это служебной необходимостью, это допускает закон. А вот бурятский сенатор Виталий Малкин вряд ли это сможет сделать, тем не менее, у него порядка 220 тысяч квадратных метров земли в Италии и недвижимость - более чем на 2000 квадратных метров. Он лидер списка.
Владения чиновников простираются от Тайланда, и Конго, через Европу, до США и Канады. И даже те, кто публично поддерживает закон, запрещающий зарубежное имущество, скорее всего, заранее рассчитывает сохранить его. Ведь для этого даже не потребуется что-то нарушать, поясняют эксперты. Просто прибавится хлопот и расходов, связанных с переоформлением, но лишь на короткий период времени. Адвокаты и нотариусы быстро сделают свое дело, и недвижимость, как и прежде, будет ждать своих истинных хозяев.
| |