|
Казахстан готов напрямую поставлять нефть Белоруссии и стороны уже ведут переговоры. Однако российскому нефтетранспортному монополисту - «Транснефти» - об этих переговорах ничего неизвестно
Белоруссия и Казахстан ведут переговоры с российской «Транснефтью» о транспортировке нефти между странами. Об этом заявил посол Казахстана в Белоруссии Ергали Булегенов. «Это вопрос, который очень интересует обе стороны. Но, не имея общих границ, мы эти вопросы решаем с третьей стороной - с Российской Федерацией. Там трубопроводы "Транснефти". Переговорный процесс продолжается», - заявил он агентству БЕЛТА.
Булегенов уточнил, что сейчас переговоры идут в разных двусторонних форматах, в том числе между Казахстаном и Россией, и Белоруссией и Россией. «Эти вопросы не сегодняшнего дня. Думаю, они найдут свое решение уже к созданию Евразийского экономического союза. Договорная база к 2015 году должна пополниться 50 документами к 17 базовым соглашениям, которые были подписаны до вступления в силу ЕЭП», - добавил дипломат.
Представитель «Транснефти» заявил, что теоретически компания могла бы организовать транзит нефти, поскольку уже частично обслуживает экспорт казахской нефти в Европу, однако сейчас никаких переговоров о ее поставках в Белоруссию не идет.
В случае прямых поставок выгода России будет лишь от платежей за транспортировку, хотя российские нефтянники сами могли бы обеспечивать потребности Белоруссии, считает президент союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. «Сейчас в Белоруссии только два завода суммарной мощностью около 20 млн тонн. У Казахстана, наоборот, недостаток перерабатывающих мощностей и страна ищет новые возможности для увеличения экспорта сырой нефти», - поясняет эксперт.
Отметим, ранее Казахстан по железной дороге переправлял в Белоруссию мазут и газойл для вторичной переработки. Однако в 2011 году поставки снизились до 54,7 тысячи тонн или 34,5 млн долларов в денежном эквиваленте. Для сравнения, в 2010 году поставки были более чем в 10 раз выше и составляли 650 тысяч тонн или 314,5 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов связан с тем, что глубина переработки нефти в Казахстане составляет 50% против 90% в Белоруссии.
Сейчас стороны готовят новое межправительственное соглашение о сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов. Проект планируется рассмотреть в сентябре на предстоящем заседании белорусско-казахстанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Скорее всего, Белоруссия и Казахстан захотят организовать поставки в форме свопового соглашения, рассуждает менеджер одной из российских нефтяных компаний. «Например, "Роснефть" поставляет сырье для Павлодарского НПЗ в Казахстане. Казахи могли бы частично заменить поставки за счет внутренних источников, если российская компания согласилась бы перегонять "освободившиеся" объемы в Белоруссию», - допускает он.
Кроме «Роснефти» поставки сырья для переработки в Казахстан осуществляют ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз». Всего в первом полугодии экспорт нефти российскими компания в Казахстан составил 34,66 млн тонн.
Теоретически, существует схема поставок нефти в Белоруссию из Казахстана, полностью минуя Россию. В этом случае добываемая в Казахстане нефть через Каспий перевозится в Азербайджан, затем по Черному морю идет в Одессу и оттуда попадает в Белоруссию. «Комбинация слишком многоходовая и затратная, - рассуждает аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков. - Транспортировать нефть напрямую через Россию намного проще».
Белоруссия и ранее искала возможности получения нефти от иных партнеров кроме России. В частности, в 2010 году страна подписала соглашение о покупке 10 млн тонн нефти ежегодно в течение четырех лет у Венесуэлы. Тогда поводом к этому стало решение России, которая изменила условия поставок нефти для соседа, впервые установив для нее лимит беспошлинного сырья в объеме 6,3 млн тонн. Всю остальную нефть Белоруссия должна была покупать с учетом стандартной российской пошлины.
Тем не менее, уже в 2012 году Белоруссия отказалась от контракта с Венесуэлой: исходя из условий поставок, стоимость венесуэльской нефти для Белоруссии составила 917 долларов за тонну, а российской - 442 доллара.
| |