На поле «Петровского» игроки «Рубина» выйдут в день юбилея своего главного тренера: завтра Курбану Бердыеву исполняется 60 лет. Последние 25 из них он занят тем, что тренирует профессиональных футболистов.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Ваит Талгаев с августа вернулся в «Терек» - главным тренером молодежного состава. И уже на следующей неделе, когда привезет своих подопечных в Казань, сможет увидеться с Бердыевым - коллегой, товарищем, а когда-то партнером и соседом. Наверное, оба вспомнят, как в январе 1986-го возглавили команду мастеров второй союзной лиги «Химик» (Джамбул). Бердыев был старшим тренером, Талгаев - играющим.
Правда, если вы попытаетесь узнать у Талгаева, как ему работалось в ассистентах у Бердыева, ничего не получится. Ваит Абдулхамидович за помощника себя никогда не держал, полагая, что работал с Курбаном Бекиевичем на принципах творческого дуэта. А главным, мол, Бердыев стал в силу возраста (он на год старше) и иных причин, не имеющих к спорту никакого отношения.
Их дуэт расстроится весной 89-го, когда Бердыев уедет в Москву. Партия и ответственные товарищи из спорткомитета отправят перспективного молодого специалиста (два призовых места за три сезона) на учебу в ВШТ, отлучив на два года от тренерской практики.
В Джамбул, ныне Тараз, Бердыев в качестве тренера уже не вернется. Учебу завершит летом 91-го и отправится в Алма-Ату, помощником к Бахтиеру Байсеитову в «Кайрат». Потом в жизни нынешнего шефа «Рубина» будет Анкара и возвращение в «Кайрат», но уже главным. Далее - пески Актау, куда Бердыев привезет Ивана Яремчука, Дмитрия Огая, Рината Атаулина, а затем Ашхабад. Десять лет работы в Азии, собственно, и сделали Бердыева таким, какой он есть. Жестким, не желающим открываться на публике, ценящим преданность и предельно осторожным. И это логично. До приезда в Россию Бердыев не раз больно падал и порой многое терял. Кого-то такие падения, наверное, давно бы сломали. Бердыев - иной. У него есть стержень. Иногда даже кажется, что он сделан из стали. Такие гнутся, но не ломаются.
А тот осторожный футбол, на который напичканный незаурядным, по российским меркам, игроками «Рубин» порой сбивается сегодня в важных матчах, - не просто тренерский выбор. Такой «Рубин» - играющий по счету, ждущий ошибок соперника, а не уничтожающий его при помощи собственного давления, - для Бердыева не идеальный, но логичный выбор. Этот путь - прямое продолжение его жизненных принципов, понимания сути вещей. Азия ведь не терпит суеты, она нетороплива, но мудра. Может, поэтому «Рубин», желая играть в яркий и рисковый футбол, пока застрял где-то на полпути.
Непросто ведь уйти от самого себя, не потеряв при этом ничего важного. Бердыев это знает и не спешит. Терпит, ждет, делая выводы, внося поправки. И он прав. Будь иначе, «Рубин» как серьезный клуб мог и не состояться. Сегодня же он отстроен под Бердыева.
Характерно, что многочисленные легионеры казанского клуба зовут своего тренера не «Мистером» и не «коучем», а на привычный нам манер - по отчеству. Для них он «Бекиич». При этом стилистически «Рубин» - команда абсолютно европейская, сначала скроенная по итальянским лекалам, а теперь осваивающая передовые технологии испанского футбола. А вот традиция менять форму одежды в зависимости от места проведения игры родом из Джамбула. Это там Бердыев взял за правило чередовать домашний пиджак с гостевым спортивным костюмом.
...Сегодня у футболистов «Рубина» есть хороший стимул, чтобы на «Петровском» сыграть на «отлично». Они сыграют для него - тренера, который умеет побеждать, удивлять и быть разным, не изменяя при этом самому себе.
Все новости региона