|
В Москву из Франции привезли ценные экспонаты музея изобразительных искусств города Нант. В экспозиции - портреты и пейзажи. При этом кураторы выставки разместили рядом друг с другом работы прошлых веков и картины современных художников.
Юный граф Сен Морис с картины Жана-Батиста Греза словно гипнотизирует глазами. Рядом - «Маленький король» современной художницы Розмари Трокель - с пустыми глазницами. За двести с лишним лет, которые разделяют эти работы, изменился не только взгляд с портрета, но и взгляд на портрет как на жанр. Расширились границы восприятия, появились новые приемы.
«Здесь есть сразу несколько автопортетов, сделанных при помощи видеокамеры, - рассказывает Бландин Шаванн, директор Музея изобразительных искусств города Нант. - Художница Марина Абрамович снимала себя в разном возрасте в течение двадцати четырех лет. А на одном из портретов она размышляет о том, как будет выглядеть после смерти. У современных художников портрет - это всегда аллегория, вдохновленная нередко именно классическим искусством».
«Вот портрет Николя Пуссена, известного французского художника XVII века, - продолжает рассказ Бландин Шаванн. - А рядом - инсталляция Клода Рюто, сделанная уже в наше время. Узнаете? Это холсты, которые находятся за спиной художника на картине Пуссена. Автор просто выбирает другой угол зрения. И задает вопрос: а так ли кардинально классическое искусство отличается от современного?»
Музей изобразительных искусств города Нант сейчас закрыт на реконструкцию. Поэтому отпустить часть экспонатов на гастроли в Россию французы согласились легко. " Мы хотели соединить в одном пространстве старое и современное искусство, - рассказывает Ирина Горлова, куратор выставки. - Мы предложили эту идею Блондин Шаванн. Она, к нашему удивлению, живо откликнулась на это предложение, сказала, что это прекрасная идея".
Тинторетто теперь - рядом с мастерами видео-арта. Такого, кажется, еще никогда не было. Чтобы получить полное представление о выставке, оказаться нужно сразу в двух местах: в Центре современного искусства на Зоологической улице и в Музее современного искусства на Петровке. Можно проследить историю трансформации двух жанров - портрета и пейзажа - с XVI века и до наших дней.
На выставке пейзажа - больше трех десятков работ из разных эпох. Пейзаж как жанр постоянно меняется, потому что меняются взгляды художников. Жан-Жак де Буасье, французский художник XVIII века, например, просто наблюдает за красотой природы. «Он следовал идеям Дидро о возращении к естественному, к природе, - объясняет Полина Зотова, сотрудник Московского музея современного искусства. - Дидро любил повторять художникам: бросайте мастерские, выходите на природу, смотрите, как она выглядит».
Шведский автор XX века Ойвинд Фальстрем использует пейзаж для политического высказывания, представляя карту мира как разворот газеты. И инсталляция, которую сделал художник Тони Гранд - тоже пейзаж. Художник пытался отразить идею, что в пейзаже всегда есть линия горизонта. И вот он выстраивает линию из угрей, которые помещены в пластик.
Микс классики и современного искусства московским зрителям еще только предстоит оценить. А французским кураторам идея настолько понравилась, что они собирается воплотить ее в новой экспозиции, которая откроется после реконструкции музея в Нанте.
| |