|
На экспериментальной площадке Казани проходят гастроли молодежного челнинского театра-студии «Ключ».
(KZN.RU, 15 октября, Ольга Герцева). Вчера на сцене «Театра на Булаке» театр-студия из Набережных Челнов представила комедию Аристофана «Лисистрата». Спектакль - обладатель Гран-при международного фестиваля любительских театров «Успех-2009». С этим спектаклем театр в марте 2010 года гастролировал по городам Литвы. Театр-студия «Ключ» базируется в Набережночелнинском пединституте. Это ведущий любительский театр Татарстана и один из лучших в России, неоднократный лауреат многих фестивалей, в том числе международных (Латвия, Литва). В Казани он уже не в первый раз. Зрителей самой экспериментальной сцены Казани, казалось бы, уже сложно чем-то удивить. Тем не менее, молодым челнинцам это удалось. Прежде всего, выбором пьесы: древнегреческая комедия - это не просто классика. Искусство колыбели европейской цивилизации считается труднодоступным и понятным только в случае знакомства зрителей с реалиями, традициями и жизнью того далеко ушедшего времени. Но второе, чем поражает талант режиссера спектакля Софьи Федекиной и молодых актеров, - комедия Аристофана в исполнении театра-студии «Ключ» оказалась молодой, яркой и очень современной. Молодость и раскованность актеров, их внутреннее состояние настолько органично сочетаются с традициями «детства человечества», что они не просто смогли передать суть древней пьесы, но и внести в нее вневременную составляющую. Аристофан написал «Лисистрату» как своего рода фантастику своего времени: бесправные женщины Древней Греции оказываются способны прервать бессмысленную череду войн. Они разумнее мужчин, хитрее и сильнее. Для древности пьеса действительно была неправдоподобной сказкой: женщина должна была заниматься домом, рожать детей и не вмешиваться в судьбы мира. Сегодня же комедия звучит очень современно: женщины давно сравнялись с мужчинами в правах, хотя и продолжают доказывать сильной половине человечества, что не уступают им ни в чем. А вот свойственные комедии Аристофана вольности не нужно даже переосмыслять: в современном восприятии они уже вполне нормальны. Комедии в Древней Греции полагалось быть непристойной, поскольку она отражала карнавальную сущность дионисийского культа. Именно поэтому Аристофан выбрал такой сюжет: чтобы вернуть мужчин домой и прекратить войны, женщины Эллады сговорились не спать со своими мужьями. Аристофан наполнил свою комедию множеством смешных коллизий, которые легко отразили своей игрой молодые актеры студии «Ключ». Эти повороты сюжета могли бы показаться грубыми и непристойными, если бы не талантливое использование театральной условности, которое свойственно современным экспериментальным постановкам. Минималистичность декораций, открытость актера и зрителя, готовность к нетрадиционным трактовкам не оставляют ни намека на пошлость. Современным писателям и шоу-мейкерам можно учиться у Аристофана и театра «Ключ» изяществу шуток «ниже пояса». Сегодня театр-студия «Ключ» покажет на сцене «Театра на Булаке» спектакль-праздник Тонино Гуэрра «Солнечная пыль», первую постановку текстов известного итальянского киносценариста в России, а вслед за ним - первый в мире спектакль-диафильм «Шинель. PS». Автор пьесы - казанский поэт Айрат Бик-Булатов.
| |