|
Смогут ли дети с ограниченными возможностями здоровья учиться в обычных школах Челябинской области? По мнению специалистов, ближайшие перспективы развития инклюзивного образования на Южном Урале весьма туманны. Об этом шла речь сегодня, 24 августа, на круглом столе, организованном информационным центром «Благо74».
Закон об инклюзивном образовании (обучении инвалидов в общеобразовательных школах) будет рассмотрен Государственной думой РФ в осеннюю сессию. По мнению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов и экспертов, потребность в расширении возможностей инклюзивного образования очень высока. Его смысл в том, чтобы дать детям-инвалидам больше возможностей для социализации, воспитать из них полноценных членов общества.
Как рассказала директор челябинской организации помощи детям-инвалидам «Звездный дождь» Елена Жернова, ее обширный опыт общения с родителями детей-инвалидов говорит о том, что никто из них не удовлетворен уровнем обучения, который система образования Челябинска готова им предоставить. Речь идет, в первую очередь, о домашнем образовании, и невозможности для некоторых родителей и детей реализовать свое желание посещать образовательное учреждение наравне со здоровыми детьми.
Как пояснила специалист областного министерства образования Светлана Потапчук, развитие инклюзивного образования может пойти на пользу только в том случае, если будет не формальным. Без возможностей для подлинной интеграции ребенка-инвалида в общеобразовательную систему, инклюзивное образование приведет только к дискриминации. На сегодняшний день общеобразовательные школы Челябинской области не оборудованы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, и не обеспечены необходимыми кадрами. Напротив, в связи с введением системы подушевого финансирования число узких специалистов - психологов, дефектологов - неуклонно сокращается. Инклюзивное же образование требует не только наличия педагогов узкого профиля, но и введения дополнительных ставок тьюторов. Это педагоги, которые должны заниматься сопровождением ребенка-инвалида, и помогать ему в учебе с учетом особенностей его здоровья.
Школы Челябинской области даже на уровне своей архитектуры и оснащения удобствами не предназначены для посещения детьми-инвалидами. Например, специальными пандусами для колясочников оборудованы только здания школы-интерната № 4 на улице Худякова в Челябинске, филиал этой школы на улице Новороссийской, и еще три учреждения в областных городах.
Выпускница ЧелГУ, инвалид-колясочник Ксения Слащева столкнулась с ситуацией, когда после окончания вуза она не может найти работу учителя ни в одной школе Челябинска, поскольку для передвижения в коляске они не приспособлены. По мнению Светланы Потапчук, главная проблема в развитии инклюзивного образования даже не вопрос финансирования, который со временем постепенно можно решить. Более важным аспектом является психологическая неготовность родителей к тому, что рядом с их детьми будут учиться «особые» дети. Необходима огромная работа по воспитанию толерантности, чтобы в обычных школах дети-инвалиды не становились изгоями.
Представители сферы образования считают, что инклюзивное обучение успешно функционирует в рамках уже существующей системы. По словам учителя истории челябинской школы-интерната № 4 Светланы Полулях, дети в коррекционных школах обладают разной степенью ограничений в здоровье, некоторые из них внешне ничем не отличаются от обычных детей. Они учатся наравне с теми, кто имеет явные и тяжелые патологии, и у них не возникает никаких сложностей в обучении и взаимодействии. В системе высшего образования Челябинской области инклюзивное обучение тоже давно и успешно существует.
Как рассказала начальник регионального центра образования инвалидов Челябинского государственного университета Дарья Романенкова, на сегодняшний день на очной форме обучения в ЧелГУ учится 165 студентов-инвалидов, 250 на сегодняшний день уже окончили вуз, и 70% из них успешно трудоустроены. Наличие студентов с ограниченными возможностями здоровья воспринимается другими студентами и преподавателями совершенно нормально. В завершение круглого стола мама Ксении Слащевой призвала к тому, чтобы при несомненных успехах системы коррекционного образования в Челябинской области педагоги и чиновники не забывали о существующих проблемах, и продолжали предпринимать меры по их решению.
| |