|
В Арктике начал работать «Северный полюс-38». Как таковой полярной станции пока нет: оборудование только выгрузили и обустройство еще впереди. Но флаг на льде всегда поднимают в самом начале.
Это ответственное дело поручили самым молодым участникам похода - 23-летнему океанологу и 27-летнему повару. Боевое крещение они уже прошли - поиски подходящей льдины и высадка на ней проходили в экстремальных условиях.
- Ну всё! Закончили!!!
Этой фразы с капитанского мостика последние пять дней здесь ждали, наверное, все. Еще никогда высадка дрейфующей станции на льдину не проходила в таком авральном режиме. Пронизывающий арктический ветер сдувал с ног. Устоять под лопастями Ми-8, принимая на льдине тяжелый контейнер, было почти невозможно. Вертолет курсировал без посадок на пределе грузоподъемности.
Двухчасовой перерыв на сон - максимум, что может позволить себе сейчас начальник полярной станции. За плечами Томаша Петровского два десятка арктических экспедиций и два года зимовки на льдине. Опытный полярник определяет, куда выгрузить трактора, бочки с топливом и научное оборудование - всего почти 300 тонн.
«Ищем место, куда ставится дизельная электростанция и кают-компания, а по краям ставим жилые домики», - рассказывает начальник дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 38» Томаш Петровский.
Пока все схематично. Только когда уйдет ледокол, все расставят по своим местам и займутся обустройством быта. Домики, в которых будут жить полярники, только кажутся такими хрупкими и даже несерьезными. На самом деле они очень прочные и надежные и могут выдержать не одну зимовку. Один из домиков уже дрейфовал на льдине вместе с 35-й станцией.
На год дрейфа - три тонны провианта. Полярный обед, обещает повар Дмитрий, от домашнего будет не отличить. На праздники и дни рождения - фирменное блюдо. «Торт обязательно. Для этого все есть. Сливки, бисквит - все без проблем!», - рассказывает Дмитрий Митьковец.
Но самое главное - это, конечно, комплекс уникальных исследований, которые в Арктике больше не проводит никто. 15 ученых, инженеров и техников целый год будут изучать климатические процессы, которые стремительно меняются, морские течения, состав воды и рельеф дна. Для этого на станции есть самая современная аппаратура.
«Дрейфующие станции выполняют очень большой комплекс научно-исследовательских работ. Они имеют важное прикладное значение, связанное с обеспечением плавания судов. Научная лаборатория оборудована так, что она может заниматься всеми вопросами, связанными с определением внешних границ российского континентального шельфа», - подчеркнул депутат Государственной думы РФ, руководитель экспедиции «Арктика - 2010» Артур Чилингаров .
Через несколько часов «Северный полюс-38» начнет работу в арктических широтах. Официально станция считается открытой, как только в эфир выходит первая метеосводка. Мачту радиорубки уже установили, осталось только настроить оборудование.
| |