|
Каслинскому чугунному павильону, изготовленному 110 лет назад на Урале, вернули первозданный облик. Для реставратора Ксении Гилевой это уральское чудо - как история целой семьи.
В создании павильона, который больше века назад произвел фурор на выставке в Париже, участвовал еще ее прапрадед. «А в 1958 году мой прадедушка Семен Михайлович Гилев восстанавливал детали павильона, которые были утрачены в 1920-х годах. Часть из них была переплавлена, когда он никому не принадлежал. И дальше уже в 1986 году Александр Семенович, мой дедушка, изготавливал верхушки - штандарты», - рассказывает заведующая сектором уральского литья XIX-XX веков екатеринбургского Музея изобразительных искусств Ксения Гилева.
Именно в 1986-м Каслинский павильон разобрали, чтобы переместить с улицы Вайнера, где он прежде располагался, в нынешнее здание. Задача эта была не из простых, поскольку он сделан из множества разных деталей.
Только к столетию павильона, 10 лет назад, удалось закончить золочение фрагментов рельефов, и только теперь к нему вернулся первозданный вид.
Чтобы очистить павильон от пыли десятилетий, потребовался год. Работали только ранним утром или ночью, когда нет посетителей. Но главное - это новое убранство того самого, гранатово-красного, оттенка, как и 110 лет назад.
Прежний бархат украшал павильон 25 лет и был несколько другого оттенка - более красного. Но тогда за историческую точность цвета не боролись. Главное было достать такое количество бархата.
Сто метров бархата на это убранство и в наше время найти нелегко. «Это ткань натуральная, и ее надо было не купить, а изготовить. Этим занимается единственная мануфактура в Германии. Этот бархат там изготавливали специально для нас, окрашивали в нужный нам цвет», - говорит директор екатеринбургского Музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Но главное украшение здесь - балдахин. Символику Кыштымского завода золотыми нитями вышивали монахини Ново-Тихвинского женского монастыря. Но и это еще не вся историческая правда: на ткани была вышивка, но ее плохо видно на старых фото, поэтому исследователям еще предстоит проводить научные изыскания. «Тогда, может быть, все свершится, и павильон засияет в новой красе», - надеется Ксения Гилева.
| |