|
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» был заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «Беллавенчур Стимшип» Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур».
Корабль первоначально базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Использовался для промысла тюленей. Рекордным в охотничьей биографии судна стал 1910 год, когда было добыто 35 816 тюленей.
С 1913 по 1915 год работал по подрядам правительства Доминиона Ньюфаундленд при строительстве портовых терминалов. В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland». 4 апреля 1914 года «Беллавенчур» прибыл в Сент-Джонс, везя палубе 69 тел погибших моряков.
В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» (впоследствии - «Владимир Русанов») куплен министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море. А в 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «Александр Сибиряков». Назван в честь русского финансиста и мецената Александра Сибирякова, жившего в Сибири и помогавшему осваивать Северный морской путь.
В 1-ю мировую войну судно работало в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовалось ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.
В июле 1932 года «Сибиряков» под командованием капитана В. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября к северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году судно «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамен.
В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море, и лишь в следующем году было спасено ЭПРОНом и отремонтировано в Архангельске. До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.
В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено четыре орудия - на корме и баке. Капитану ледокола Анатолию Качарава было присвоено воинское звание старший лейтенант.
24 августа 1942 года корабль вышел с Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (включая 47 членов экипажа и 11 полярников и 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала и пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.
25 августа 1942 года, курсируя к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен. Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга.
Сигнальщик в 13.17 заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля, которое было трактовано как японское «Сисияма». После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качарава было принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может. На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок,- около тридцати человек погибло... Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос...
Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолетом.
29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода "А. Сибиряков" в бою с фашистским крейсером "Адмирал Шеер" в период Великой Отечественной войны»: Николай Бочурко, Семен Никифоренко, Зелик Элимелах, Иван Алексеев, Серафим Герега, Иван Копылов, Андрей Павловский, Федор Седунов.
Капитан «Александра Сибирякова» - Анатолий Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации. В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода «Александра Сибирякова» объявлены местом боевой славы.
В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у архипелага Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. На острове Белуха в память о подвиге корабля установлен маяк.
Второй «Сибиряков», полученный по репарации от Финляндии, это пароход-ледокол, построенный по финскому заказу под названием «Яакарху» («Белый медведь»). После передачи СССР в 1945 году назван в честь ледокола «Александр Сибиряков». Второй «Сибиряков», получивший название от прославленного тёзки, снимался в фильме «Красная палатка» (1969 год), где исполнил роль ледокола «Красин».
| |