|
Буквы складываются в слова, слова - в предложения. Сильные, гибкие, скользящие. Так текст Антона Павловича Чехова звучит на языке танца. Движения - как скрип пера по бумаге, как чернила, как шорох переворачивающихся страниц: абстрактный балет испанца Начо Дуато воплощает сам дух Чехова. Его отношение к жизни и к человеку - такому маленькому, заброшенному посреди огромного мира.
«Мы уже смотрели столько спектаклей по пьесам Чехова, столько постановок по его рассказам. Я хотел сделать что-то абсолютно другое. Я хотел передать мое личное впечатление от этого человека, которым я восхищаюсь, который много выстрадал. Он очень чувствительный и в то же время сдержанный», - рассказал испанских хореограф..
Постановки Начо Дуато - в репертуаре лучших театров Европы, Америки и Австралии. В Испании, где, как исторически сложилось, не было балетных традиций, он буквально заново создал этот вид искусства. После учебы за границей у знаменитых Иржи Килиана и Мориса Бежара Начо Дуато вернулся в Мадрид. Там в 1990 году он возглавил Национальный театр танца, и теперь эта труппа - одна из самых востребованных и высокооплачиваемых в мире.
В России имя Начо Дуато был мало известен. Впервые оно зазвучало у нас лишь в прошлом году со сцены Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в ярком и светлом балете «Na Floresta», где воспевался нетронутый тропический лес. В нынешнем - «Бесконечный сад» - отчетливо слышны удары топора.
Хореограф Начо Дуато рассказал: «Это не очень жизнерадостный балет. Это темная, мрачная постановка, очень медленная, очень отдаленная от зрителя. Она не развлекает - она призывает зрителя задуматься».
Название балета «Бесконечный сад» к пьесе «Вишневый сад» отношения не имеет. Как пояснил хореограф, современник Антона Чехова Артур Шницлер назвал человеческую душу «пространной землей», и именно эту землю Чехов возделывал всю свою жизнь с заботой садовника.
Начо Дуато закрывает Чеховский фестиваль двумя постановками - в Театре имени Моссовета и в Большом. Вторая будет посвящена уже другому классику - Баху, и ее московские зрители увидят уже через несколько дней.
После завершения гастролей Начо Дуато и Национальный театр танца Испании вернутся домой и... попрощаются друг с другом: хореограф покидает труппу, которой он руководил 20 лет. Его балеты продолжат идти на ведущих мировых площадках, но вот с каким коллективом Дуато будет воплощать свои новые замыслы, пока неизвестно. Впрочем, без работы лучший балетмейстер Испании уж точно не останется.
| |