|
Как бы мы ни сокрушались по поводу нынешнего упадка в отечественной анимации, сегодня нам есть, чем гордиться - два режиссера из России получили престижные призы анимационного фестиваля в Хиросиме.
Наталья Мирзоян взяла спецприз жюри, восхищенного ее умением рассказывать истории и необычной сыпучей «чайной» техникой, - за фильм «Чинти», о котором мы не раз писали («чинти» на хинди - муравей). А Гран-при фестиваля и миллион иен в придачу получила картина Дмитрия Геллера «Я видел, как мыши кота хоронили», снятая в Китае.
Геллер, уже несколько лет не имевший возможности запустить в России съемки новой картины, поскольку государство, прежде поддерживавшее авторскую анимацию, в последнее время ее только, как говорится, «кормило завтраками», а денег не давало, поехал в китайскую киношколу преподавать. Но руководству школы предложил не вести стандартный обучающий курс со студентами, а снять вместе с ними какой-то простой фильм. Он выбрал коротенькую русскую сказку, которую часто использовали в лубках, о том, как мыши радостно хоронили кота, притворившегося мертвым (потом выяснилось, что и у китайцев есть похожий сюжет). Эта сказка со множеством персонажей давала возможность раздать каждому студенту по своей мышке, чтобы он под руководством режиссера учился ее «оживлять». Но в результате фильм получился совершенно «геллеровским», хоть и с волшебными китайскими обертонами, и не столько смешным, сколько мечтательным, с почти драматическим финалом. Здесь развеселая процессия мышей, несущих украшенные фонариками носилки с мертвым котом, - движется где-то в в ночной глубине, издали доносятся звуки праздника. А перед нами герой - крошечный мышонок-поэт, с любопытством бегущий на свет и музыку, но по дороге останавливающийся, чтобы рассмотреть паучка и полюбоваться темной травой. Догнав процессию, мышонок не вполне понимает, что происходит и, когда пьяные мыши, сбегая с горки, роняют кота, и тот коварно открывает глаз, герой удивленно остается стоять, хотя все бросаются врассыпную. И вот последние кадры: где-то в облаках маленький мышонок теперь вечно должен качать кота в колыбели. Как говорит философ Геллер: «Все правильно, страдает всегда невинный».
Вернемся к призам. В Хиросиме их на удивление много. Здесь есть пять равноценных спецнаград, среди которых в этот раз особенно стоящими внимания были «Птичка и лист» швейцарки Лены фон Дорен, о котором мы уже рассказывали (он награжден, как лучший детский фильм, сделанный студентом). «Струны Майбриджа» Коджи Ямамура, о котором мы рассказывали тоже - удивительно сопоставляющий драматическую судьбу изобретателя анимации с картинами жизни сегодняшней токийской матери с ребенком. И загадочный, с ускользающей логикой, но завораживающий фильм еще одного японца - Атсуши Вада - «Великий кролик». Впрочем тут, в Японии, видя вокруг древних монастырей скульптуры пузатых круглоголовых младенцев-божков в обнимку с животными, уже не так удивляешься похожим на них загадочным героям Вада.
Вторая, более высокая ступень наград, которых тоже пять, - спецпризы жюри. Среди них были четыре фильма, уже так или иначе отмеченных другими фестивалями: «Какой прекрасный день» американца Дона Херцфельда, «Ursus» латыша Рейниса Петерсона, «Воскресенье» канаца Патрика Дойона, «Трамвай» Михаэлы Павлатовой и, первым номером, «Чинти» Натальи Мирзоян.
И самый верхний эшелон - это призы, сопровождающиеся деньгами. Самую демократическую награду - приз публики - получил, как и положено сентиментальный фильм о любви: «Вверх тормашками» американца Тимоти Рекарта. Главный трюк этой кукольной ленты в том, что пара немолодых супругов живет в несущемся по воздухе доме, причем, жена на полу, а муж - на потолке. Таким образом режиссер, скучавший вдали от своей невесты, реализовал метафору нынешней жизни одновременно в разлуке и в присутствии друг друга. В его фильме после долгих проблем герои все же находят возможность быть постоянно вместе.
Приз имени умершего более десяти лет назад основателя фестиваля Рензо Киношита получила медитативная картина «Футон» (это традиционный японский матрас) японки Йорико Мизушири. В этом чувственном фильме медленные движения спящей женщины перетекают в картины ее снов, сползающий матрас рифмуется с кусочком рыбы из суши, с падающей каплей, языком, облизывающим губы. Медленный жест, плавящаяся еда, дремотная сексуальность сюрреалистических видений - одно превращается в другое в минуты перед просыпанием.
Приз «За лучший дебют» взял Осман Серфон из Фрации за картину «Хроническое невезение», тоже уже замеченную фестивалями. В этой картине, полной мрачного юмора и насмешливой наблюдательности, человек с головой рыбы, которому все время не везет, вместо того, чтобы говорить - пускает печальные пузыри. И тот, над кем повис этот пузырек несчастья, тоже становится невезучим. А хроника этих душераздирающих, но очень смешных историй, начиная со старушки, которую хватил удар, до жертвы крушения самолета и мальчишки, привязанного злыми одноклассниками в лесу, - настоящая черная комедия абсурда.
Ну и «Хиросима-приз» - награда, ценимая наравне с Гран-при и вручающаяся фильмам, более всех соответствующим лозунгу фестиваля «Любовь и Мир», - ушла португалке Режине Пессоа за картину «Кали, маленький вампир». Этот фильм, нарисованный в эффектной графической манере, напоминающей гравюру (прежде Пессоа использовала очень трудоемкую технику выцарапывания на гипсовых пластинах с последующей печатью картин, но теперь она добивается того же эффекта с помощью компьютера) рассказывает о маленьком вампире, который мечтает о друзьях. Кали не любит мрак, он хочет на солнце, куда ему нельзя, и может лишь грустно наблюдать за играющими детьми, да подбирать забытые ими игрушки. Пока однажды маленькому вампиру не приходится спасти мальчика из-под поезда.
Что интересно, фильм Пессоа тоже начал свое движение по фестивалям до Хиросимы, в частности, он был в Аннеси, но там не вызвал восторга. Надо сказать, такая разная ориентация и расходящиеся области интересов главных мировых фестивалей авторской анимации - обстоятельство скорее полезное, чем разочаровывающее. Ведь это дает возможность более разнообразному кругу фильмов попасть в круг зрительского внимания. В сентябре цепочку главных фестивалей года замкнет смотр в Оттаве - с его победителями и будет сформирован пул главных фильмов прошедшего сезона. Впрочем, патента на истину нет и у них - всегда есть вероятность, что фильм 2012-го года, который войдет в историю анимации, будет замечен прежде всего на каком-нибудь маленьком, локальном фесте.
Ну, а что касается нашего победителя Хиросимы Дмитрия Геллера, - то ему полагается приз в миллион иен (то есть 10 тысяч евро). Деньги эти одному из наших лучших режиссеров, давно сидящему без работы, очень бы пригодились, но сам режиссер на наш вопрос ответил, что вряд ли их увидит. По китайскому контракту они должны быть отданы продюсерам. Зато, похоже, Геллера ждет новое приглашение на преподавание в Китай. И значит следующий фильм российского режиссера снова будет значиться в фестивальных каталогах как китайский.
| |