|
Администрация галереи Tate Modern запретит посетителям ходить по полю из 100 миллионов семечек, которые собрал в своей инсталляции «Семена подсолнечника» китайский художник Ай Вэйвэй. Поднимающаяся от семечек керамическая пыль может повредить здоровью посетителей. Эта история лишний раз напомнила о том, что сложносочиненное современное искусство бывает опасным для человека.
Представители галереи Tate Modern официально заявили 15 октября о том, что публика будет смотреть инсталляцию «Семена подсолнечника» художника Ай Вэйвэя не так, как в предыдущие дни. После открытия этой выставки 11 октября посетители три дня подряд ходили и валялись на огромном поле из фарфоровых семечек, уложенных на пол Турбинного зала галереи. Но оказалось, что инсталляция может принести вред здоровью человека.
Семечки как настоящие
Фарфор, из которого они сделаны, - довольно прочный материал. Но от постоянного давления, трения и деформации семечек в воздухе стало появляться слишком много керамической пыли.
«Посетители взаимодействовали с фарфором с такой энергией, что содержание керамической пыли в воздухе Турбинного зала намного превысило ожидаемый уровень. Tate поставили в известность, что эта пыль может принести вред здоровью, если снова и снова вдыхать ее в течение долгого времени. В результате представители Tate, проконсультировавшись с художником, решили не позволять посетителям взаимодействовать с инсталляцией», - цитирует The Guardian официальное заявление представителей галереи.
Поле из семечек
Ай Вэйвэй не делал официальных заявлений, но вряд ли такой поворот его обрадовал. Ведь его работа, как пишет The Guardian, изначально задумывалась как интерактивная: посетители должны были проходить через поле семечек и как-то взаимодействовать с ним. Художник даже был не против, чтобы посетители уносили семечки с собой, хоть против этого и выступало руководство галереи. Ведь он хотел доказать своей работой, что из фарфора можно делать не только посуду. Он годится для разных целей, главное - не бояться экспериментов.
100 млн семечек сделаны в натуральную величину из китайского фарфора и раскрашены вручную. Их сделали 300 мастеров из города Цзиндэчжэн, центра китайского фарфорового производства. Они работали много лет, и все это время проект держали в секрете. Ай Вэйвэй рассказывал, что сначала он хотел собрать в инсталляции три миллиона семечек. Когда они были готовы, он понял, что семечек у него «меньше, чем автомобилей в Пекине», и решил увеличить их количество. Эти семечки тяжелее, чем обычные, но выглядят так натурально, что на взгляд не отличишь.
Можно сказать, что посетителям, побывавшим на выставке в первые три дня, повезло. Сейчас поле из семечек можно будет рассматривать, только стоя на специальном мосту над инсталляцией.
Возмутитель китайского спокойствия Журнал Art Review называет Ай Вэйвэя в числе самых влиятельных людей искусства 2010 года. Издание ArtTatic недавно назвало Ай Вэйвэя «одним из самых продаваемых и долговечных на рынке». Во-первых, Ай Вэйвэй все время создает работы, в которых арт-объект взаимодействует с аудиторией. Во-вторых, он человек, который защищает свободу и не боится говорить правду об ошибках китайских властей. В марте 2010 года художник прочитал в США лекцию о цензуре. В 2008 году установил на склоне горы в Австрии памятник жертвам землетрясения в Сычуани в 2008 году. Увидев его работу, зрители поняли, что если бы дома и школа в Сычуани были построены более качественно, жертв землетрясения было бы гораздо меньше и не погибли бы дети. За это свободомыслие Ай Вэйвэя преследуют китайские власти. В 2009 году он сообщил через Twitter о том, как грубо обращалась с ним китайская полиция. В августе 2010 года эта история повторилась.
Внезапное закрытие выставки
В четверг утром выставка «Семена подсолнечника» закрылась так внезапно, что эта история смахивала на часть арт-акции. Накануне посетители еще бродили по полю, засыпанному семечками, а утром всем пришедшим в Tate Modern объявили, что инсталляцию нельзя увидеть. Поначалу в галерее ничего не говорили об угрозе для здоровья. Лишь объясняли, что через выставку прошло слишком много людей, и полю семечек нужно «вернуть первоначальную форму».
Однако один из посетителей рассказал журналистам, что между собой сотрудники обсуждают керамическую пыль, поднявшуюся в воздух. Весь вечер четверга руководство Tate Modern решало, как поступить.
Травмы на выставках
Выставка «Семена подсолнечника» в Tate не первый случай, когда знакомство с современным искусством связано с риском для здоровья. Почему-то именно посетители Tate Modern нередко получают травмы. Одним из первых случаев стала выставка американского художника Роберта Морриса под названием «Bodyspacemotionthings» («Телопространстводвижениеобъекты») в далеком 1971 году - это была первая интерактивная выставка для Tate.
Тогда Моррис- скульптор-минималист, один из основоположников концептуализма и перформансов, разместил в старом зале галереи катящийся по полу огромный шар, арт-объект, похожий на обрезок трубы, деревянные качели, наклонные плоскости, по которым можно было карабкаться вверх с помощью канатов, и деревянные горки. Зрителей страшно развеселила возможность взаимодействовать с этими объектами, но в результате их буйного поведения пострадали как объекты искусства, так и они сами. Через четыре дня экспозицию пришлось закрыть.
В 2009 году выставку повторили с использованием более прочных материалов и приняв специальные меры безопасности. Экспонатам это помогло, а вот зрителям - нет. Специально вызванный медицинский персонал все время выдергивал занозы. Один мальчик ударился головой, и его пришлось увезти в больницу, другому посетителю раздробило палец. Всего пострадали 23 человека. Интерактивная выставка «Телопространстводвижениеобъекты» в лондонской Tate оказалась травматичной как в варианте 1971 года, так и в современном.
До этого в Tate были пострадавшие на выставке немецкого художника Кэрстена Хеллера, проходившей в 2006-2007 годах. Он показал объект, похожий на гигантские спирали из металла и оргстекла, высотой в 24 метра. По этим спиралям можно было скатываться вниз, лежа на специальном одеяле.
Год спустя травмы получили желающие погулять по инсталляции «Шибболет» колумбийского скульптора Дорис Сальседо. «Шиболетт» представлял собой трещину длиной 167 метров, которая постепенно расширялась и становилась глубже.
Любители современного искусства получают травмы не только в Tate. К примеру, на 12-й архитектурной биеннале в 2010 году японец Юния Ишигами показал инсталляцию из тонких белых, почти прозрачных стержней. В первый день толпа посетителей не заметила инсталляцию и разрушила ее, пройдя насквозь. Потом ее обнесли забором с цепочкой, о которую спотыкались все посетители.
| |