|
Впервые за историю своего существования российский парламент собирается исключить одного из депутатов за смешивание личных интересов со служебными обязанностями. Этот шаг стал бы триумфальным, если бы не был направлен против одного из самых громогласных оппонентов президента Владимира Путина
У депутата, о котором идет речь, Геннадия Гудкова, есть нечто общее с президентом: они оба - бывшие полковники КГБ. До начала политической карьеры Гудков основал крупную компанию, работающую в сфере безопасности. На данный момент она насчитывает 5 тысяч сотрудников. Он также является членом комитета по безопасности в Госдуме, нижней палате российского парламента. Изначально Гудков был членом лояльной Кремлю «Единой России», однако потом перешел на сторону оппозиционной «Справедливой России». Он принимал участие в массовых протестах против авторитарного правления Путина. Среди депутатов Думы на сегодняшний день мало кто столь же открыто высказывался против режима.
12 сентября Дума проголосует по вопросу исключения Гудкова из-за того, что он работает в бизнес-сфере, являясь в то же время депутатом. Теоретически это противоречит правилам, однако на практике это частое явление как в российском парламенте, так и в правительстве. Следственный комитет - российское ФБР - обвинило Гудкова в руководстве строительной фирмой, инвестициях в иностранные компании и уклонении от российских налогов путем хранения денег за рубежом. А так как у прокремлевской «Единой России» твердое большинство в Думе, голосование, скорее всего, пройдет не в пользу Гудкова.
Парламентарий уверен, что его запланированное исключение из Госдумы - это часть кремлевского сценария. «Это план по работе против оппозиционных лидеров, принятый президентской администрацией», - сказал он в интервью газете «Коммерсантъ».
У него есть причины верить, что его дело - особенное. В марте, после того, как были обнародованы данные о том, что семья первого вице-премьера Игоря Шувалова получила десятки миллионов долларов в результате совместных операций с российскими олигархами, для Шувалова ситуация не обернулась никакими последствиями. Сын Гудкова, который также является депутатом Госдумы, использовал страничку в блоге для публикации информации, предпологающей, что пять законодателей от ЕР продолжали вести бизнес после получения думскогомандата.
Во времена Путина черта между бизнесом и правительством стала особо размытой. Много амбициозных бизнесменов перешли в государственный сектор из-за растущей роли государства в экономике и соблазна «заработать» на плохо распределенных и зависящих от нефти бюджетов.
Антикоррупционные законы страны требуют, чтобы люди, работающие в любой ветви власти, отказались от деловых интересов, однако законы эти легко обойти. Самая распространенная практика - это переписать владения на имя жены или других членов семьи. Так поступил Шувалов. Так поступил и Гудков, чья жена сейчас является главой фирмы по безопасности. Однако во многих случаях правительственные сотрудники и парламентарии на деле управляют своим бизнесом.
Гудков-младший сконцентрировался на выявлении бизнес-деятельности самых ярых критиков его отца. Сделанный им анализ собственности и налоговых деклараций члена ЕР Андрея Исаева, который, по словам Гудкова, сам заявлял: «Я верю, что все граждане должны быть равны перед законом», показал, что депутат приобрел акции в компании под названием IGP Group, а также недвижимость в России и Германии, что стоило гораздо больше, чем позволяет депутатская зарплата. Другой депутат от ЕР, Григорий Аникеев, открыто заявил о своих доходах в 2,7 миллиарда рублей в 2011 году. Такая сумма, скорее всего, является результатом его многочисленных бизнес-начинаний.
«Григорий Викторович за пять лет работы в Госдуме внес две поправки и поставил подпись под двумя законопроектами, внесенных коллективом авторов. Если встретим его в Государственной Думе когда-нибудь, пожмем его мужественную руку - ведь без него список Форбс выглядел бы бледновато...», - написал Гудков-младший в своем блоге.
Независимо от Гудкова Сергей Митрохин, лидер оппозиционного движения «Яблоко», опубликовал список 13 членов ЕР, которые, по его информации, вели свой частный бизнес в то время, когды были депутатами Госдумы. Его обвинения, как и гудковские, основаны на официальной информации из реестра российских компаний. «Ясно одно: если мандат отберут у Гудкова, единороссы должны последовать за ним. Иначе это избирательное правоприменение», - написал Митрохин.
Однако члены «Единой России» продолжают упорствовать. «В деятельности членов нашей фракции нет ничего противозаконного, - написал депутат Владимир Бурматов. - У них есть право иметь собственность и быть состоятельными людьми». Некоторые законодатели, имена которых упомянули Гудков и Митрохин, подчеркнули, что уже не руководят компаниями под вопросом.
Главный урок исключения Гудкова заключается в том, что если вы хотите нарушать правила, вам лучше быть лояльным Путину. Однако, возможно, что этот случай положительно повлияет на других официальных лиц. Хотя политическая элита путинской эры несомненно коррумпированна и отрицательно относится к самой идее общественного контроля, открытая критика иногда заставляла правительственные департаменты прекращать коррумпированные тендеры госзакупок.
Есть даже неофициальные свидетельства того, что в последние месяцы бюрократы осторожничали с требованием откатов из-за страха быть пойманными. Сейчас, когда частный бизнес депутатов стал темой общественной дискуссии, более дальновидные из них, возможно, захотят взяться за ум.
Bloomberg
| |