|
В 2012-м году Венецианскому международному кинофестивалю исполняется 80 лет. В мире существует множество кинофестивалей, на которых кинематографисты мечтают получить награды
А есть несколько самых престижных, где важным считается даже сам факт номинации. Венецианский кинофестиваль - как раз из этого разряда. Удивительно, что отечественные режиссеры именно на нем получили самое большее количество призов. В настоящее время Берлинский кинофестиваль считается самым политическим, Каннский - самым международным, а Венецианский - самым элитарным. Так было не всегда, особенно - с Венецианским кинофестивалем.
Отцом-основателем бесценных Львов, Кубков и других призов был, как известно, Бенито Муссолини - именно он в 1932-м году придумал Венецианский кинофестиваль. Муссолини отличался от большинства людей тем, что был известным итальянским диктатором, поэтому созданный им фестиваль обладал политическим подтекстом и призы там раздавались тем фильмам, которые точнее всего пропагандировали идеи фашизма. Художественная составляющая, конечно, имела значение, но не решающее. На что одни режиссеры тайно злились, а другие, напротив - демонстративно покидали зал. Стоит отметить, что многие обиженные поступили мудро и через несколько лет организовали свой форум - речь идет о французах, учредивших в 1939 году Каннский кинофестиваль. Напомним также, что создателем Московского кинофестиваля в 1935-м году был наш отечественный диктатор Сталин, воспользовавшийся идеей Муссолини использовать подобное мероприятие в качестве орудия пропаганды.
В 2012-м году 69-й Венецианский кинофестиваль следует поздравить с 80-летием, а в следующем году - он отпразднует 70-й выпуск. Все потому, что официально фестиваль начал свою работу лишь в 1934-м году и проводился ежегодно, за исключением периодом с 1939 по 1945 и 1973 по 1978 годы. Фильм Рубена Мамуляна «Доктор Джекилл и мистер Хайд» стал первым фестивальным кинопоказом в 1932-м году. Всего в этот год было принято 10 заявок из разных стран (Франция, СССР, Германия, США и др.), а в конкурсную программу было принято 29 полнометражных и 11 короткометражных фильмов. Параллельно торжественному открытию смотра в городе происходил веселый карнавал, но в завершении фестиваля возникла непредвиденная и очень серьезная проблема - Муссолини и назначенному им директору кинофестиваля Антонио Мариони (аристократу, искусствоведу и коллекционеру) не понравились решения, принятые жюри. К тому же, в списках награжденных не было ни одного итальянского фильма. В итоге призы никому не вручили, а выдали свидетельства об участии в кинофестивале. Из отечественных фильмов «Путевка в жизнь» Николая Экка была признана лучшей режиссерской работой. Помимо того, публика смогла посмотреть «Землю» Александра Довженко.
Второй Венецианский кинофестиваль оказался для советского кино поистине триумфальным. Была показана отдельная программа русского кино, куда вошли картины Г.Рошаля («Петербургская ночь», «Гроза»), документальная работа В.Микоша («Челюскин»), музыкальная комедия «Веселые ребята» Г.Александрова (переименованная, правда, в «Москва смеется»), «Окраина» Бориса Барнета. Вся программа, представленная СССР, получила Кубок Муссолини - главный приз с 1934 по 1942 год. «Русские сумели превратить свое участие в массированную пропаганду за свою страну» - писали западные СМИ. Всего в кинофестивале 1934-го года приняли участие 17 стран и 40 полнометражных фильмов. Укрепление фашистской Германии повлияло на статус «демократичности» Венецианского фестиваля. Италия с каждым новым днем все более симпатизировала гитлеровским задумкам, сближаясь с фюрером. Венецианский кинофестиваль превращался в пропаганду грядущего «нового порядка», а с 1936-го года делал это максимально открыто: «Кубок Муссолини» вручался исключительно картинам итальянским и германским. А в 1938-м произошел грандиозный скандал: «Олимпия» Лени Рифеншталь и «Летчик Лючано Серра» Гоффредо Алессандрини разделили главный приз - вне зависимости от мнения жюри, оказавшегося под мощным давлением организаторов. Дальше была Вторая мировая война, в период которой Венецианскому фестивалю, разумеется, места не было.
После войны фильмы советских кинематографистов с приятной периодичностью удостаивались различных призов Венецианского фестиваля: музыкальная комедия «Весна» Григория Александрова получила в 1947-м году приз «За лучший сценарий», Александр Птушко в 1953-м году - «Серебряного льва» за фильм-сказку «Садко», мелодрама «Попрыгунья» Самсона Самсонова в 1955-м году удостоилась целых двух наград - «Серебряного льва» и «Приза кинокритиков». Александр Алов и Владимир Наумов стали первыми авторами, получившими «Специальный приз жюри» Венецианского кинофестиваля («Мир входящему», 1961). Впоследствии эту награду получали следующие картины: «Вступление» (Игорь Таланкин, 1963), «Гамлет» (Григорий Козинцев, 1964), «Мне двадцать лет» (Марлен Хуциев, 1965), «Спасатель» (Сергей Соловьев, 1980), актер Михаил Ульянов за исполнение главной роли в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь» (1982). Начиная с 1986-го года, эта награда была переименована в «Специальный гран-при жюри» и ее получили такие российские фильмы: «Чужая Белая и Рябой» (Сергей Соловьев, 1986) и «Дом дураков» (Андрей Кончаловский, 2002).
Четырежды работы российских кинематографистов получали главный приз фестиваля - «Золотого льва», вручаемого Лучшему фильму фестиваля: «Иваново детство» (Андрей Тарковский, 1962), «Урга - территория любви» (Никита Михалков, 1991), «Возвращение» (Андрей Звягинцев, 2003), «Фауст» (Александр Сокуров, 2011). Картина Тарковского оказалась в 1962-м году не единственной работой, получившей высшую награду. Итальянский режиссер Валерио Дзурлини также присудили «Золотого льва» за его картину «Семейная хроника». Комментарий жюри в отношении принятых вердиктов звучал так: «Андрею Тарковскому приз присуждается за поэтическое изображение глубоко драматической судьбы ребенка в военную годину, а Валерио Дзурлини - за проникновенное изображение больших чувств, которые переживает человек, вспоминающий тяжелое прошлое». Напомним, что награда «Золотой лев» была основана в 1949-м году и считается высшей. До нее этот статус принадлежал «Кубку Муссолини», затем «Большому международному призу Венеции» (1947, 1948). Был также период, длиной в десятилетие, когда «Золотой лев» не достался никому (1969-1979).
«Кубок Вольпи» является одной из официальных наград Венецианского кинофестиваля и вручается лучшим актерам, исполнившим главные роли в фильмах-участниках основной конкурсной программы. Отечественные актеры 5 раз удостаивались этого приза: Дзидра Ритенберга («Мальва», реж.Владимир Браун, 1957), Наталья Аринбасарова («Первый учитель», реж.Андрей Кончаловский, 1966), Олег Борисов («Единственный свидетель», реж.Михаил Пандурски, 1990), Ксения Раппопорт («Двойной час», реж.Джузеппе Капотонди, 2009). Евгений Леонов получил награду За лучшую мужскую роль в фильме «Осенний марафон» (Георгий Данелия, 1979), поскольку «Кубок Вольпи» с 1969 по 1979 год не вручался. Вообще, название главной актерской награды образовалось от фамилии графа Джузеппе Вольпи - министра финансов и фашиста в правительстве Муссолини. Условия конкурса таковы, что фильмы, получившие «Золотого льва», не могут быть номинированы на «Кубок Вольпи».
Профессиональное жюри впервые было приглашено на Венецианский кинофестиваль в 1936-м году, а Дворец кино, в котором до сих пор проводится фестиваль, был построен в 1937-м году. Согласно современным правилам фестиваля, запрещено деление премий между несколькими фильмами. 2007-й год был ознаменован двумя необычными событиями: инициативой президента ассоциации CinemArte Даниэля Казагранде учредить «Голубого льва» - специальной награды за лучшие фильмы, посвященные теме гомосексуальности и вручением «Специального льва» российскому режиссеру Никите Михалкову «За вклад в киноискусство».
Венецианский международный кинофестиваль в год своего рождения был всего лишь частью Венецианской биеннале, после чего стал первым кинофестивалем в мире. Он справедливо считается самым почтенным по возрасту мировым кинофестивалем, шутливо именуемым также «гранд-мамой фестивального движения», намеренной отмечать свои законные громогласные юбилеи в этом и последующем годах.
| |