|
На Венецианском фестивале гремит первый скандал: фильм австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Рай. Вера» вызвал неоднозначную реакцию, восхитив одних и возмутив других. В числе первых зрителей картины оказался обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
52-летний австриец Ульрих Зайдль начал снимать кино еще в 70-х, но настоящая мировая слава пришла к нему уже в XXI веке с первой игровой картиной - до этого он снимал только документальные. Это была «Собачья жара», удостоенная в Венеции гран-при, несмотря на то, что президент жюри Нанни Моретти был возмущен фильмом и даже не хотел выходить на сцену его награждать: его буквально вынудили другие члены судейской комиссии. То был последний год директорства Альберто Барберы, после того ушедшего с фестиваля, а в этом году вернувшегося и снова позвавшего Зайдля в конкурс.
Амбиции режиссера за десять лет изрядно выросли. Собственно, работая несколько лет над амбициозным проектом под названием «Рай», он со временем осознал, что уместить его в один фильм не в состоянии, и решил поделить на три части: «Любовь», «Вера», «Надежда» - и представить на трех крупнейших мировых фестивалях. Каннская премьера фильма «Рай. Любовь» закончилась свистом, фильму поставили самые низкие оценки из возможных и не дали никаких призов. Забавно, что президентом жюри там вновь оказался Моретти: картина о пожилых австриячках, едущих в Кению за сексуальными утехами, оказалась слишком радикальной и безнадежной даже для современной фестивальной публики.
«Рай. Вера» вызвал в Венеции еще более спорную реакцию: одни хохотали над эпизодами, которые в России наверняка сочли бы богохульными и неприличными, другие хлопали дверью, выходя из зала посреди просмотра. Уж точно не от скуки: смотрится картина, где, как всегда у Зайдля, большая часть актеров - непрофессионалы, а сценарий дописывался по ходу съемок, на одном дыхании. Пятидесятилетняя одинокая героиня, потрясающе сыгранная Марией Хофштаттер, ходит со статуэткой Мадонны по квартирам австрийских иммигрантов, часто даже не говорящих по-немецки, и пытается обратить их в истинную веру: главная задача этой вечно улыбающейся дамы - вновь сделать Австрию католической страной. Но когда в ее доме появляется мужчина, приходится заняться вопросами более насущными: оказывается, вздорный седобородый араб, разумеется, мусульманин, а вдобавок еще и калека на инвалидном кресле, - её муж, давным-давно ушедший, а теперь внезапно вернувшийся и поставивший под вопрос все то, во что она так истово верила.
Остроумный, парадоксальный фильм заставляет задуматься о том, как трудно в сегодняшнем мире спасаться религией, как мало приспособлены стародавние догмы и списки грехов к нуждам и возможностям современного человека и как неизмеримо велик зазор между идеалом и реальностью. Виртуозно снятое и сыгранное кино, конечно, должно стать одним из главных претендентов на фестивальные призы, но эпизоды несимулированного секса, а также различные манипуляции с распятиями, заставляют усомниться как в успехе такого рода, так и в том, что теперешнее российское Министерство культуры захочет выдать фильму «Рай. Вера» прокатное удостоверение. Тем более, что дистрибьютор у фильма тот же, что и у скандальной запрещенной картины «Клип» - компания «Кино без границ».
| |