|
110 лет назад, 1 сентября 1902 года, на Луне высадился десант... французов-авантюристов. Земные гости нашли оригинальный способ добраться до спутника: залезли, подобно Мюнхгаузену, в гигантскую пушку и благополучно достигли «других берегов», а когда соскучились по родине, тем же путем вернулись обратно
Речь, конечно, не об историческом событии, а о фильме - четырнадцатиминутной фарсовой комедии Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». В подборке РИА Новости - пять лучших кинопутешествий к Луне.
В далекие края: «Путешествие на Луну», 1902 год
Жоржа Мельеса называют волшебником - в собственной студии он умудрялся создавать такие декорации и воплощать в жизнь такие трюки, что его фильмы для своего времени выглядели фантастическими. Режиссер был неравнодушен к жанру псевдокументального кино - например, прибегнув к спецэффектам, снял «Извержение вулкана на Мартинике», а еще придумал путешествие на Луну, завершившееся полной победой просвещенного человечества над аборигенами-селинитами, которых сыграли профессиональные акробаты.
Особая прелесть картины в том, что она сделана с юмором, а поэтому и сегодня Луна-голова с человеческим лицом, театрально-неправдоподобные, но с восхитительной изобретательностью сделанные декорации - гигантские грибы, железный снаряд-ракета, нарисованное небо со звездами - смотрятся легко и нескучно. Фильм существовал в двух - черно-белой и цветной, раскрашенной - версиях. Последняя долго считалась утраченной (когда-то Мельес в припадке безумия пытался сжечь многие свои негативы), но в 1993-м в Барселоне некий анонимный коллекционер внезапно принес ее в дар фильмотеке Каталонии. В 2010-м картину восстановили (за 400 тысяч евро!) и спустя год торжественно показали, под сопровождение музыки AIR, в Канне.
Успех предприятия: полный успех! Добраться до Луны (равно как и вернуться домой) оказалось несложно: ни специальных костюмов, ни скафандров для путешествия бесстрашным изобретателям не понадобилось. Забавно посмотреть, каким покорение космоса представлялось до случившегося в реальности события. Есть в фильме и один точный трогательный момент, когда путешественники смотрят с Луны на Землю - голубой (то есть серый) шарик, словно Юрий Гагарин: «Земля... Красота какая!..»
Рай не на Земле: «Женщина на Луне», 1929 год
Спустя почти тридцать лет до Луны добралась первая женщина - в составе экипажа из шести человек. Автор «Метрополиса» немецкий режиссер Фриц Ланг создал детективную немую историю «Женщина на Луне», которая стала первым фильмом, опиравшимся не только на фантазию, но и на реальные технические и научные представления о возможностях космического полета. Консультантом в фильме выступил инженер Герман Оберт, который не только обогатил картину своими знаниями, но и обогатился сам: считается, что киноопыт помог ему в работах над созданием жидкотопливной ракеты.
В фильме космическое судно и сам полет, который становится возможным благодаря разработкам профессора Манфельдта, убедительны: путешественники облачены в скафандры, испытывают перегрузки и состояние невесомости, а стартует ракета по обратному отсчету: три, два, один... который в фильме был использован Лангом как драматический прием, а в жизни стал удобной практикой. Профессор и его друзья становятся заложником жадности и жестокости сильных мира сего: узнав, что на спутнике могут находиться неисчислимые запасы золота, подлецы обманом завладевают бумагами изобретателя и шантажируют его. Выбора у профессора не остается - он либо летит на Луну, либо не участвует в проекте. А какой ученый откажется убедиться, что труд его жизни не прошел даром?
Успех предприятия: полный успех, если речь идет об осуществлении полета. А вот с самими героями дела обстоят не так гладко, и не факт, что на Землю вернутся все члены экипажа... Впрочем, в этой киноверсии Луна оказалось местом вполне пригодным для жизни, а учитывая количество золотых слитков, из которых состоят горы - почти раем...
Впереди планеты всей: «Космический рейс», 1935 год
Космическая киногонка в начале прошлого века стала набирать обороты еще до того, как в небо полетел первый настоящий спутник. Действие фильма происходит в 1946-м году (то есть в недалеком будущем) - к Луне отправился советский экипаж ракетоплана «Иосиф Сталин» под командованием изобретателя Павла Седых. Вместе с ним к спутнику полетели аспирантка Марина и тайно пробравшийся на борт юный изобретатель пионер Андрюша. В работе над фильмом принимал участие сам Константин Циолковский, который создал для фильма 30 чертежей ракетоплана, так что научно-технические детали не только не уступали, но и превосходили работу Ланга. Советский фильм хоть и не лишен драматических событий вроде аварии на борту, но рассказывает исключительно о положительных советских персонажах и делает особенный акцент на истории полета и покорения Луны, а не на детективно-любовных перипетиях.
Маленькое неправдоподобное «но», которое, пожалуй, уйдет из кино после настоящего полета человека в космос, состоит в том, что в начале прошлого века космонавтом мог быть кто угодно, а не только закаленный морально и физически человек: летали не прошедшие спецподготовку дети, женщины и кошки - одну из них, единственного выжившего «космонавта» прошлой неудачной экспедиции, экипаж «Иосифа Сталина» и находит на Луне.
Успех предприятия: в середине 1930-х могли ли быть у кого-то сомнения в том, что ракета под названием «Иосиф Сталин» достигнет цели?
Луна в иллюминаторе: «Аполлон 13», 1995 год
«Хьюстон, у нас проблема!» - современное кино о космических полетах с современным же техническим «вооружением» позволяет кинематографистам воплощать в жизнь самые страшные выдумки, но что может быть драматичнее настоящей жизни? В фильме с Томом Хэнксом, Биллом Пэкстом и Кевином Бейконом в главных ролях режиссер Рон Ховард обратился к реальной трагедии корабля «Апполон 13», произошедшей в апреле 1971-го года. Недобрые предзнаменования, которые сгодятся для фильма ужасов средней руки, тоже истинная правда: 11 апреля в 13.13 по местному времени 13-й пилотируемый космический корабль США оторвался от Земли, а 13 апреля на его борту произошла страшная авария, в результате которой вышли из строя две из трех батарей, обеспечивающих снабжение отсека экипажа. О высадке на Луне речи уже не шло - единственной задачей Центра управления полетом, потерявшего с астронавтами связь, стало спасение экипажа и его благополучное возвращение на Землю.
Одним из сценаристов картины выступил создатель документального фильма об этой же космической миссии Эл Райнерт, невесомость снимали в настоящей невесомости при полете на самолете-лаборатории по параболической траектории, а интерьеры внутренних помещений корабля создавали как точные копии настоящих. В общем, глаз простого смертного вряд ли зацепится за какой-то из существующих в фильме «киноляпов», интересные скорее инженеру, нежели увлеченному накалом страстей зрителю.
Успех предприятия: миссия оказалась невыполнима, и «Апполон 13» так и не достиг своей цели - Луну астронавты видели только в иллюминаторе, и если тот факт, что экипаж остался цел и невредим и, благополучно преодолев высокие слои атмосферы в посадочном модуле, сел на Землю, нам кажется настоящей победой, то правительство США провалу национальной космической программы в эпоху Холодной войны вряд ли радовалось. С фильмом дела обстояли радужнее: космическая трагедия обернулась высокими кассовыми сборами и двумя «прикладными» - за лучший монтаж и звук - но все-таки «Оскарами».
Лунная иллюзия: «Первые на Луне», 2004 год
Псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко - о том, что первыми на Луне были все-таки русские. Картина рассказывает о тайных космических опытах первой половины прошлого века, свидетельства о которых якобы остались в рассекреченных пленках ФСБ, киноархива ООН и в материалах спецслужб. Впрочем, о том, что картина не документальная, а только «притворяется», если и можно догадаться, то не хочется: стилизованные кадры, помноженные на опыт Федорченко-документалиста, создают чудесную иллюзию, что все это загадочное, страшно секретное и увлекательное могло происходить когда-то на самом деле.
СССР, 1938 год, правительство в строжайшей тайне строит космический аппарат, который должен полететь на Луну с человеком на борту. А пока в недрах завода создается гигантская ракета, четверо смелых, среди которых Иван Харламов, ведут ежедневные тренировки (занятия снимали в институте авиации в Челябинске, где актеры крутились в той же центрифуге, что и Гагарин в свое время) - каждый в надежде на то, что именно он станет первым. Правда, после запуска ракета бесследно тает в недрах космоса, и ее дальнейшая судьба остается загадкой. Спустя какое-то время в Чили падает метеорит, и у съемочной группы есть все основания связать эти события друг с другом. На старых пленках мы видим и героев фильма, и хроники научных разработок, а перемешаны ретрокадры со съемками-интервью оставшихся в живых «свидетелей» из наших дней.
Успех предприятия: был успех - не было успеха - науке это, по-видимому, неизвестно, а если и был, то столь тайный, что гордиться - тсссс! - надо тихо. Громко же гордиться можно призами: на кинофестивале Венеции новый дерзкий взгляд «Первых на Луне» принес картине премию «Горизонтов», а в России - две награды «Кинотавра».
| |