|
На Ладожском озере поднимают со дна части легендарного крейсера «Сибирский стрелок». Когда-то на нем служил адмирал Колчак, а во время Великой отечественной на корабле пытались эвакуировать семьи ленинградцев. Но крейсер попал под бомбежку и затонул.
И теперь, спустя 70 лет, удалось поднять на поверхность якорь корабля, который теперь займет место в музее.
Водолазы отправляются на дно Ладожского озера. Видимость в воде не более десяти сантиметров, высота волн - до метра. Ориентиром служит поплавок, сделанный из обычной пластиковой бутылки. Здесь, на глубине трех метров, покоится передняя часть легендарного крейсера российского флота - «Сибирский стрелок». С помощью специального надувного мешка водолазы пытаются поднять со дна якорь затонувшего судна.
Корабельную утварь и личные вещи моряков достают со дна уже несколько лет. Все они становятся экспонатами музея «Дорога жизни». Директор - семидесятидвухлетний Александр Бронеславович - участвует в подъеме лично, ведь поднимают еще один экспонат и бесценный артефакт. Судно было построено в 1905, в Первую мировую войну им командовал Колчак, в гражданскую - крейсер оборонял Ладогу. Великую Отечественную он встретил под названием «Конструктор».
С таким именем корабль и вошел в историю, когда 4 ноября 1941 года попал под немецкую бомбардировку. «Бомбы пробивают все три палубы, походят до порохового погреба, и там детонирует часть снарядов - происходит огромной мощности взрыв, - рассказывает Александр Вайцеховский, заведующий музеем "Дорога жизни". - Носовая часть почти полностью отрывается, а там в кубриках находилось 150 рабочих ворошиловского завода, а также члены их семей. Все они моментально гибнут, там же умирает 32 матроса».
После взрыва крейсер чудом остался на плаву - даже после того, как передняя часть корабля длиной в 18 метров отвалилась при входе в бухту. После ремонта «Конструктор» прослужит до конца Великой Отечественной, потом его разберут, но нос корабля так и останется на дне вместе с погибшими ленинградцами. Только часть тел тогда подняли из-подо льда. И вот 71 год спустя добровольцы вырвали из глубин один из якорей судна.
Игорь Матюк, вице-управляющий национального аварийно-спасательного агентства, рассказывает, как им это удалось: «Оторванный нос представляет собой груду покореженного металла. Все было полностью замыто. Это лето было штормовым, мы выбирали погоду. Помпой размывали в течение двух недель. Чтобы добраться до чего-то, что уже можно зацепить».
За два-три часа якорь и цепь нужно очисть от почти векового налета, иначе кислород превратит его в камень. Сами водолазы обещают: операция по подъему остальных частей крейсера не заржавеет.
| |