|
Госкомдемонополизации подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Закон «О рекламе», а также в Положение о размещении рекламы.
Данные предложения были представлены субъектам рекламного рынка для обсуждения и получения замечаний и предложений для окончательной доработки.
По оценкам экспертов, обсуждение этих вопросов на самом раннем этапе разработки проекта очень важно. Это хорошая возможность наиболее полно учесть и урегулировать вопросы, вызывающие у них разночтение, неоднозначное толкование.
Рекламный рынок республики сегодня динамично развивается. А это своего рода индикатор развития экономики. В стране создана законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности, которая является основой рыночных отношений.
Каковы ключевые моменты предложений по дополнению и изменению Закона, подготовленных Госкомдемонополизации? Об этом рассказывает Дильшод Азимов - начальник управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомдемонополизации.
Вывеска или реклама?
Распространители рекламы отмечают, что один из пробелов законодательства - отсутствие четкого регламента, связанного с вывесками на фасадах зданий. В результате под видом вывески может идти самовольная незаконная реклама. Иногда здание пестрит брендами различных компаний, что портит архитектурный облик и не способствует развитию цивилизованной рекламы. Во-первых, это уход от официально разрешенной рекламы, во-вторых, уклонение от уплаты налогов.
Многие участники рекламного рынка допускают различное толкование норм, касающихся размещения вывесок и указателей. Статья 5 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Эта информация должна размещаться на вывеске и не является рекламой. В предложениях по внесению дополнений и изменений в Закон (статья 2) мы предлагаем уточнить эту норму: ...если вывески и указатели не содержат сведений рекламного характера. Предлагаем установить, что рекламой не являются также объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; информация о товаре, его изготовителе, об импорте или экспорте, размещенная на товаре или его упаковке. Информация на товаре у нас также не является рекламой, но иногда возникают вопросы по поводу этикетки: реклама это или нет. Статья 6 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых товарах (работах, услугах). А этикетка - одна из форм информирования о товаре.
Еще один момент связан с понятиями непристойной, ненадлежащей рекламы. Предлагается ввести в Закон четкую трактовку этих понятий (статья 4), а также две статьи, запрещающие распространение такой рекламы (статьи 13-1 и 13-2).
Согласно законодательству РУз на территории республики реклама распространяется на государственном языке или, по желанию рекламодателя, на других языках (статья 5 Закона). Но в соответствии с Законом «О государственном языке», принятом в 1989 году, предлагается распространение рекламы на государственном языке и, по желанию рекламодателя, дополнительно на других языках.
Чтобы максимально расставить все точки над «i», предложили в статью 16 Закона и пункт 10 Положения ввести дополнение: в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти и органах государственной власти на местах и о спонсорах.
Еще одно существенное дополнение - усиление требований к качеству рекламируемой продукции. Это продиктовано заботой о защите прав потребителей. Для ее размещения, согласно действующему законодательству (статья 8 Закона), рекламодатель должен по требованию производителя или распространителя рекламы представлять документы, подтверждающие достоверность рекламной информации, лицензию (если деятельность подлежит лицензированию). Мы предложили также расширить обязанности рекламодателя: при рекламе продукции он должен представлять соответствующий сертификат (если продукция подлежит обязательной сертификации).
Чтобы детям не навредить
Ряд новаций продиктован заботой о несовершеннолетних - защитой от злоупотребления их доверием и недостаточным опытом. Реклама для детей может влиять на их психику, формировать неверную мотивацию, навредить здоровью. Под влиянием рекламы могут меняться потребности детей, которые не всегда способны обеспечивать родители. Реклама шоколадных батончиков, жвачки, чипсов, газировки, кондитерских изделий и прочего способна формировать привычку детей к нездоровой еде. Поэтому в Закон (статья 7) и Положение (пункт 16) предлагается ввести ряд требований запретительного характера. В частности, наложить вето на рекламу, использующую детскую природную доверчивость или отсутствие опыта у детей; создающую у несовершеннолетних нереальное (искаженное) представление о стоимости (цене) товара, в частности, путем применения слов «только», «всего лишь» и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета. Запрещается также поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов рекламируемой пищи в день или заменять основное питание легкой пищей (кондитерскими изделиями и т.д.).
Чтобы оградить детей от игрушек не по возрасту, способных навредить их здоровью, предлагается запретить рекламу без соответствующей информации о том, что игрушка предназначена для детей определенного возраста, в связи с чем имеются предостережения в использовании детьми данной игрушки. Здесь мы учли тот факт, что иногда рекламируемый продукт (товар) содержит внутри предметы, в частности, игрушки, которые не рекомендованы детям до определенного возраста. Даже если к таким игрушкам есть инструкция по применению, их рекламу следует сопровождать предупредительной надписью (в телевизионной рекламе время ее трансляции должно быть достаточным для восприятия). Можно привести в качестве примера «Киндер-сюрприз», отдельные части которого при неосторожном обращении могут навредить здоровью ребенка (например, попасть в дыхательные пути). На упаковке или в инструкции, вложенной внутрь, указано, что игрушка не предназначена для детей до 3-летнего возраста. Но в ее рекламе об этом не упоминается.
Среди других предложений - запрет рекламы товаров на страницах школьных учебников, тетрадей, дневников; демонстрация несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; распространение информации о том, что детское питание является полноценной заменой грудному вскармливанию (статья 6 Закона; пункт 16 Положения).
Услуги спонсоров
В создании телерадиопередач, подготовке материалов для других средств массовой информации, организации театрально-концертных, спортивных и иных мероприятий могут участвовать спонсоры. Несмотря на то, что статья 12 Закона регламентирует, как должны отражаться спонсорские услуги в подготовке теле-, радиопередач, на встречах с распространителями рекламы неизменно возникают вопросы об этом. Главным образом, они касаются продолжительности такой рекламы, возможности использования логотипа, товаров спонсора, товарного знака и прочего, что не прописано в Законе. Поэтому предлагаем более четкий регламент, в котором учтены нюансы, вызывающие разночтения, двоякое толкование (статья 12 Закона). В частности, спонсорские и партнерские обозначения (спонсорские заставки или устные объявления) должны размещаться исключительно по одному разу в начале и конце телерадиопередачи. Хронометраж спонсорской рекламы на телеканалах не должен превышать 5 секунд, на радиоканалах - 20 секунд.
Запрещаются:
| |