|
В Московской консерватории открылся новый сезон. Первый концерт посвятили памяти выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского - в этом году отмечают 100 лет со дня его рождения.
За дирижерский пульт встал его близкий друг, а теперь и музыкальный руководитель основанного Покровским Камерного театра Геннадий Рождественский.
Первая пресс-конференция Геннадия Рождественского в новом качестве: теперь он музыкальный руководитель Камерного театра имени Бориса Покровского. У журналистов вопросов много - о планах, о будущем репертуаре.
«Кое-что я уже придумал, но не скажу сегодня ни одного слова, потому что все это будет у меня украдено», - говорит Рождественский.
Попытки узнать хоть какие-то подробности, успехом не увенчались. Через полчаса маэстро и вовсе откланялся: «Я должен покинуть это собрание, поскольку мне надо еще вкалывать!» Открывать новый сезон в Московской консерватории. Концерт посвятили памяти режиссера Бориса Покровского.
«В консерватории, в которой он никогда не работал, что называется, формально, он очень много сделал. Потому что он приходил к нам и давал мастер-классы, он особое внимание уделял опере "Евгений Онегин". Он часто приходил сюда, принимал участие в постановке этой оперы, приводил своих учеников... То есть, фактически он все время был профессором консерватории», - рассказывает ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александр Соколов.
За свои 97 лет Борис Покровский успел поставить 143 оперы. Полсотни - в одном только Большом. В 1972-м году создал свой театр - Камерный музыкальный. Смело брался за малоизвестные и даже запрещенные произведения.
«И первым таким интересным и значительным сочинением был "Нос" Дмитрия Шостаковича. Произведение очень трудное и очень интересное, но представьте себе - оно идет до сих пор в театре, и за границей всюду просят всегда это ставить», - рассказывает вдова Бориса Покровского, народная артистка РСФСР Ирина Масленникова.
Премьерой «Носа» в 1974-м году как раз и дирижировал Геннадий Рождественский. В нынешний концерт включили фрагменты из этой оперы.
Рождественский не только дирижировал - со сцены говорил. Почти полчаса рассказывал о том, как работал с Борисом Покровским, как у него, не имевшего дирижерского образования, учился дирижерскому искусству. В этот вечер звучит любимая музыка Покровского: Прокофьев, Рахманинов, Стравинский. А те, кто в зале, вспоминают его афоризмы. Он, например, не раз повторял: «Великий режиссер - тот, кого не видно в спектакле».
«Это был человек, одаренный всесторонне. Эрудированный невероятно. Это был лидер в искусстве. Таких нет и очень-очень долго не будет», - говорит народная артистка СССР Галина Вишневская.
Он говорил: я родился, чтобы служить людям, которые любят оперу. Для этого и создал театр. Теперь он носит имя Бориса Покровского, уже разменял пятый десяток и 1 октября отроет свой 41-й сезон.
| |