|
Доходы пятидесяти самых богатых казахстанцев составляют две трети республиканского бюджета
Вчера в Казахстане начался новый политический сезон - законодатели собрались на первое совместное заседание обеих палат парламента. По всей видимости, нынешняя осень для казахстанских парламентариев будет насыщенной - им предстоит рассмотреть и принять множество любопытных законов и поправок.
В частности, под данным Total.kz, группа депутатов все же приступила к разработке изменений в налоговый кодекс РК, согласно которым в стране может появиться обсуждаемый чуть ли не с момента обретения Казахстаном независимости налог на роскошь. При разработке документа будет учитываться опыт не только партнера по Таможенному союзу - России, в которой богачей заставят платить за излишества с 2013 года, но и зарубежных стран.
В отличие от северного соседа, где данные поправки будут приняты в весьма щадящем режиме, в западных странах с богатеев, как говорится, дерут по три шкуры. В этом смысле меньше всего повезло французским буржуа. В этой стране налог на богатство считается одним из самых совершенных в мире. На имущество, стоимость которого превышает 1,3 млн евро, государственной казне богачи должны ежегодно отстегивать от 0,55 до 1,8% своих доходов. Резиденты страны платят за недвижимость, дорогие авто, акции, счета в банках, предметы роскоши, находящиеся как во Франции, так и за её пределами. В Великобритании собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%.В Испании налогом в 0,2- 2,5% облагается имущество от 700 тысяч евро. В Норвегии богачом, которого можно обложить «роскошным налогом», считается человек, имеющий в своем распоряжении 700 тысяч крон, с которых он обязан заплатить государству от 0,4 до 1,1%. Налоги на богатство в чистом виде есть также в Лихтенштейне и Швейцарии. В Голландии налог 1,2% уплачивается со всех инвестиций и сбережений. Налоги на роскошь платят не только в Первом мире. В некоторых развивающихся странах, хотя скорее это можно назвать исключением и каким-то недоразумением, правительства тоже ввели подобные налоги. Например в Индии, на имущество, стоимость которого превышает 3 млн индийских рупий ($60 тыс), платят 1%. Причём учитывается только имущество, с которого индусы не получают дохода (автомобили, драгоценности, несдаваемое жильё). А вот в Мексике налог на роскошь установлен на уровне 5% и распространяется не только на автомобили стоимостью больше $250 тыс., но и, например, на икру.
Если подсчитать состояние только пятидесяти самых богатых казахстанцев ($24 млрд), то получится, что их совокупные доходы составляют две трети республиканского бюджета, который на этот год сверстан в объеме $36 млрд. И если в Казахстане когда-нибудь и введут налог на роскошь, хотя бы такой мягкий, как в Индии - в 1%, то только отечественный «список Forbes» полнит государственную казну на $240 млн. И так нужно ли состоятельным казахстанцам расплачиваться за свое богатство?
Василий Резван, правозащитник
- Этот вопрос однозначно ставить как «да» или «нет» нельзя. Потому что этот вопрос дискуссионный, и площадка этой дискуссии большая. Авторитетные ученые, предприниматели, граждане богатые и бедные - все выступают по этому поводу. Если исходить из опыта соседней Россиеи, тех публикаций, тем более они часть законов приняли, я думаю, что надо. Налог на роскошь у нас обсуждается с 98-го года. Для начала надо ввести закон о всеобщей декларации. Вот как в США, то есть неважно кто ты: посудомойка или президент, или сенатор, ты декларируешь все расходы. У нас декларацию сдают предприниматели и чиновники. Поэтому когда чиновники декларируют свои сто квартир, и сто лексусов, они оформляют на маму, на папу, на дядю, на тетю. Вот если ввести всеобщее декларирование, тогда каждый будет платить за свое имущество. Вот потом необходимо вводить налог на роскошь.
Гани Касымов, депутат сената парламента РК:
- Мы несколько лет предлагали этот закон. Более того, договаривались о том, чтобы все операции купли-продажи, а особенно покупки дорогих вещей - машин, недвижимости, все это будет фиксироваться налоговыми комитетами. Поэтому я считаю, такие нормы надо предусматривать в комплексе. И это не только налог на роскошь. Ведь кто-то держит по 500 гектаров земли, и ничего не платит. Это абсолютно правильный вопрос. Этот закон правительство должно внести в парламент. Я думаю, что депутаты поддержат. Мы этот вопрос поднимаем с 99-го года. Если был бы нормальный, рациональный и экономический подход, и, конечно же, рыночный подход, мы давно бы это сделали.
Бахыт Сыздыкова, депутат мажилиса парламента IV созыва, руководитель Службы национальных и международных программ ГУ «Назарбаев Центр»:
- Я считаю, что это нормальная практика. В четвертом созыве тоже были такие разговоры, когда мы принимали налоговый кодекс, было очень много разговоров на эту тему. Я считаю, что налог на роскошь должен быть. Я точно помню, что в первую очередь тогда обсуждалось жилье. То есть, когда мы обсуждали, то говорили, что если квадратура жилья больше, чем положено, тогда эта недвижимость облагается налогом на роскошь. Потому что за границей там ведь не только жилье, не только на автомобили, там, например, налогом облагается, к примеру, яхта. Потому что яхта на самом деле не у всех может быть. Я не думаю, что у казахстанцев у многих есть личная яхта, самолет, угодья. За двадцать лет мы привели в порядок наше законодательство. Хотя в других странах 300 лет настраивали свою демократию, а к этому пришли за 20 лет.
Светлана Савченко, депутат мажилиса V созыва:
Я думаю, что время на введение налога на роскошь уже пришло. У нас очень много богатых людей. Я думаю, этот налог даст возможность богатым людям делиться с теми, кто нуждается. Поэтому я думаю, что это справедливо. Налог на роскошь является балансом для тех, у кого заработки разные, а процент налогов один.
| |