|
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) планирует создать фонд целевого капитала (эндаумент) для пополнения своей коллекции, которую планируется разместить в здании на Бауманской улице в Москве, чей проект обсуждался экспертами в Москве во вторник.
МОСКВА, 5 сентября - РИА Новости, Светлана Янкина. Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) планирует создать фонд целевого капитала (эндаумент) для пополнения своей коллекции, которую планируется разместить в здании на Бауманской улице в Москве, чей проект обсуждался экспертами в Москве во вторник.
«Концепция формирования нашей коллекции предполагает не ретроспективный принцип показа в постоянной экспозиции, а принцип основных стратегий современного искусства с начала 1990-х годов. Тем, что у нас есть, мы бы могли заполнить постоянную экспозицию уже сейчас, но нам необходимо радикально усиливать зарубежную часть собрания. Денег в ближайшем будущем на это выделено не будет, поэтому будем работать над созданием попечительского совета и эндаумента», - сказал директор ГЦСИ Михаил Миндлин на заседании комиссии по современному искусству общественного совета при Минкультуры.
Эндаументы формируются за счет пожертвований, при этом основной капитал неотчуждаем, а музеи на свои нужды могут использовать полученные проценты. В России они есть у ГМИИ им. Пушкина, Петергофа и самый большой - пять миллионов долларов у Эрм итажа, при этом средства переданы в управление компаниям у последних двух.
При этом директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова отметила, что на эндаумент не стоит возлагать слишком больших надежд.
«Я сама сейчас формирую попечительский совет музея, мне очень симпатична идея эндаумента, но на него я надежд не возлагаю. В России есть только человек 50, которые могут сложиться. Если говорить про покупку произведений, то, например, про принт Херста (то есть тиражную работу) еще можно говорить. Но, если иметь в виду концепцию музея послевоенного искусства, то надо покупать не просто имя, а знаковую работу, а их сейчас на рынке мало и они дико стоят. Надо договариваться с частными коллекционерами о долгосрочном показе», - посоветовала она коллеге.
Впервые проект здания ГЦСИ на Бауманской улице был представлен публике на 20-летнем юбилее центра 11 августа. Первоначально оно проектировалось для Зоологической улицы, но впоследствии по предложению столичного правительства строительство было решено перенести на место Басманного рынка, ликвидированного после обрушения в 2006 году.
«С точки зрения архитектурного решения мы вынуждены делать корректировку, а не проектировать заново на новой территории. На высоком уровне было принято решение о том, что о новом проекте речь идти не может», - отметил Миндлин.
Со своей стороны, глава департамента культуры Сергей Капков выразил уверенность, что проект надо переделать с учетом того, что ему выбрано другое место на карте города, поэтому «изначально бесполезно обсуждать проект, который планировался для Зоологической улицы, а будет строиться на Бауманской».
«Проект нереализуемый ни на одном уровне», - считает он.
С ним оказался солидарен предприниматель, председатель попечительского совета института «Стрелка» и член общественного совета при Минкультуры Александр Мамут, который признался, что в представленном предложении ему не нравится решительно все. Он полагает, что проект, который делался еще при прежнем мэре Юрие Лужкове, следует изменить в связи со сменой столичного правительства и появлением нового главного архитектора.
«Есть новое дыхание, нам нужен проект 2013 года», - сказал он.
Кроме того, у собравшихся экспертов возникли вопросы по стоимости эксплуатации в год здания более десяти этажей, целесообразность его высоты, а также концепция постоянной экспозиции современного искусства.
Как сообщил РИА Новости источник в Минкультуры проект по итогам общественного обсуждения, скорее всего, будет пересмотрен.
Согласно представленному предложению, строение площадью 44 тысячи квадратных метров состоит из стилобатного и вертикального объемов, а по его фасадам идут лестницы. В горизонтальной, стилобатной части расположены зрительные залы - один из них, вместительностью 500 человек, предназначен для перформативного и сценического искусства и может трансформироваться в случае необходимости под разные цели - например, вручение премий, а другой предназначен только для показов кино и видеоарта. Там же появятся отдельные помещения под временные выставки и небольшие запасники.
Постоянная экспозиция ГЦСИ должна разместиться на семи этажах. Еще два этажа займут запасники, которые могут быть освобождены после ввода в эксплуатацию единого фондохранилища для нескольких музеев, по одному отведено для администрации, технических нужд и ресторана с выходом на крышу.
Запланирован также два подземных уровня, один из которых для паркинга.
Планировалось, что после строительства нового музея на освободившихся площадях на Зоологической улице образуется научно-информационный и образовательный комплекс с медиатекой, библиотекой, лекционными аудиториями и «учебным выставочным залом», где начинающие кураторы смогут оттачивать профессиональные навыки. Кроме того, в доме Поленова предполагалось устроить детский центр, где будут учить не только визуальным искусствам, но и сценически- перформативным.
Впервые о планах строительства государственного музея современного интернационального искусства было объявлено Минкультуры в апреле 2009 года, а соответствующее постановление правительства вышло в июне прошлого года.
Музей современного искусства в столице есть - это Московский музей современного искусства под руководством Василия Церетели, однако у него муниципальный, а не федеральный статус.
Кроме того, не так давно стало известно об открытии в кинотеатре «Ударник» негосударственного музея современного искусства, создание которого инициировал культурный фонд «АртХроника».
| |