|
Никакой паузы роста и тем более депрессии в российской экономике сейчас нет, уверяют власти. Однако представители экспертного сообщества все чаще говорят о том, что кризис в мировой экономике в том или ином виде неминуем, и он обязательно отразится на России.
Агентство «Прайм» попросило аналитиков обозначить пять признаков, по которым, на их взгляд, можно судить о глубине и характере надвигающихся перемен.
МАКРОСТАТИСТИКА: СИГНАЛЫ ОДИН ЗА ДРУГИМ
Первое, о чем вспоминают опрошенные, - довольно консервативные прогнозы, которыми в последнее время делится с общественностью Минэкономразвития РФ. «Темпы роста экономики снижаются за счет сокращения спроса на экспортные товары и, как следствие, уменьшения объема их производства и инвестиционных планов компаний», - отмечает главный экономист ИБ «Открытие Капитал» Владимир Тихомиров. Внутренние причины, например, низкий урожай сельхозкультур, имеют второстепенное значение, уверен он.
Говоря о статистике, заместитель директора Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов вспомнил, что некоторые фактические признаки кризиса проявились в июле 2012 года, когда на фоне кажущегося благополучия очищенный от сезонности ВВП России впервые за долгое время сократился на 0,2% к предыдущему месяцу, а темпы роста к июлю 2011 года упали до 2,9%.
Тревожным сигналом эксперты называют зафиксированный статистикой спад в потребительском секторе. Речь идет о замедлении темпов розничной торговли, роста реальных зарплат и доходов населения, и, как следствие, покупательного спроса, ранее поддерживавшего рост экономики. «Потребительский спрос, по всей видимости, еще ослабеет во втором полугодии 2012 года и, возможно, в 2013 году», - прогнозирует аналитик ИК АТОН Анна Богдюкевич.
Нехорошим признаком, по мнению аналитиков, является спад инвестиционной активности и снижение прогноза по росту инвестиций. Особенно показателен июльский провал инвестиций в основной капитал, которые впервые за многие годы упали к июню на 13,9%, отметил Миронов. «Это означает, что экономического взлета ждать не стоит, предприятия будут инвестировать в поддержку оборотных средств, а не в развитие», - поясняет Богдюкевич.
Эксперты прогнозируют замедление темпов роста ВВП РФ во втором полугодии, но констатируют, что ничего общего с тем, что было накануне кризиса 2008-2009 годов, сейчас нет. «Тогда были другие статистические сигналы - бешено рос долг частного сектора (в 8 раз с 2005 по 2008 год), причем брали краткосрочные кредиты», - напомнил Тихомиров. Сейчас же компании кредитуются с оглядкой на риски, а структура их долга изменилась и стала управляемой.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: КТО ПОД УДАРОМ?
По словам Миронова, вниз идут и темпы прироста базовых отраслей и промышленности в целом как ключевого сегмента экономики. «К отрицательным тенденциям, прежде всего, можно отнести уменьшение с начала года средней рентабельности по промышленности в целом примерно в полтора раза - до 10% к обороту, что снижает инвестиционный потенциал экономики, особенно с учетом сильного оттока капитала», - сказал он.
Если развитие событий в экономике пойдет по негативному сценарию, под ударом, в первую очередь, окажутся зависимые от активности кредитования и потребления отрасли розничной, оптовой торговли потребительских услуг, финансов, девелопмента, считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
«Краткосрочный стресс могут испытать зависимые от ситуации на финансовых рынках отрасли тяжелой обрабатывающей промышленности, но они, вероятно, вновь получат поддержку со стороны регуляторов. Наименьшие проблемы, по моему мнению, грозят сфере производства, распределения, переработки сырьевых, природных ресурсов», - отметил он.
ТЭК: ДЕЛО В СПРОСЕ
Основной составляющей российского бюджета по-прежнему являются доходы от экспорта энергоресурсов. Более того, по мнению экспертов, эта зависимость даже увеличилась на фоне роста расходов после кризиса 2008-2009 годов, которые никто не отменял.
При этом нефтяные доходы испытывают резкие колебания в ответ на изменение конъюнктуры рынка энергоносителей. Основную проблему эксперты видят в снижении спроса, в первую очередь, в пораженной долговым кризисом Европе, на долю которой приходится более половины российского нефтегазового экспорта. «Производство газа летом несколько снизилось на фоне сокращения спроса в Европе, а также с тем, что газ слишком дорог - его цена завязана на нефть с некоторым лагом», - отмечает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Кроме того, он напомнил о том, что статданные по Китаю - одному из главных мировых потребителей энергоресурсов - в последнее время выходят слабые, а это значит, что спрос может снизиться и там.
Впрочем, по мнению Осина, спрос на нефть испытывает меньшее воздействие финансовых шоков - в 2009 году под влиянием активной фазы кризиса он снизился в мире всего на 2%. «Мягкие условия денежной политики ведущих ЦБ делают динамику цен на нефть эластичной по отношению к динамике спроса, это показывают данные последних месяцев», - считает он.
Эксперты не отрицают возможности скачков цен на нефть на фоне глобальной мировой нестабильности в экономике. При этом Богдюкевич из АТОНа отмечает, что по сравнению с серединой 2000-х годов внешняя торговля сейчас более уязвима перед этим фактором. «Дело в том, что возможности наращивания нефтедобычи весьма невелики из-за высокой истощенности эксплуатируемых месторождений и возросших расходов на разведку и добычу, а глубина переработки в России недостаточна, чтобы удовлетворить запросы зарубежных покупателей», - отметила она.
Однако оснований ждать обвала по сценарию 2008 года аналитики не видят, а июньский спад объясняют страхами по поводу проблем еврозоны. Отчасти этот спад уже успел скорректироваться. По их мнению, нынешняя стоимость барреля нефти в целом подходит России и другим экономикам, и будет сохраняться усилиями мировых регуляторов, если не произойдет чего-то по-настоящему чрезвычайного. «Кроме того, она поддерживается факторами нестабильности на Ближнем Востоке, которые тоже никуда не денутся», - отметил Тихомиров. В обозримом будущем нефть будет стоить на уровне 90-110 долларов за баррель, считают эксперты. «Возможно падение до 70 долларов за баррель, но для этого нужны более серьезные основания, чем мы можем видеть сейчас», - сказала Богдюкевич.
БАНКИ: КРЕДИТЫ И ПРОЧИЕ РИСКИ
Эксперты единодушно констатируют ускорение темпов потребительского кредитования. «Коммерческие банки увеличили портфели розничных кредитов почти на 45% в годовом сопоставлении за 12 месяцев по июнь 2012 года (+18,4% с начала года) - темп роста сопоставим с бумом кредитования перед кризисом 2008 года. В то же время, депозиты росли гораздо медленнее, констатирует Богдюкевич. Эксперты объясняют это тем, что россияне боятся - придет кризис и "съест" все сбережения, значит, их поскорее нужно потратить. А для этого не грех и взять денег взаймы.
Банк России и российские законодатели принимают меры для "охлаждения" этого рынка. "Речь идет, в частности, о принятии поправок к инструкции о расчете нормативов, обсуждении в Госдуме закона о банкротстве и, вполне возможно, повышении ставки рефинансирования во втором полугодии", - пояснил Осин из "Финама". Эти меры обеспечат перемещение кредитной активности банков в сферу кредитования долгосрочных реальных проектов, и общее замедление прироста кредитного рынка при одновременном возможном увеличении инвестиций банков на рынке ценных бумаг, считает он.
Корпоративное кредитование, напротив, замедляется, поскольку компании опасаются возросших рисков, отмечают эксперты. Предприятия увеличивают резервы на возможные потери, прежде всего, в валюте - в противовес ситуации 2008 года, когда все верили в крепкий рубль.
Одним из значимых рисков Богдюкевич назвала снижение уровня достаточности капитала банков. Сейчас он составляет 11,5-12%, но по ряду банков ситуация весьма тревожная - они приближаются к установленному ЦБ минимуму 10%. Эксперт также отметила, что банки, как и в 2008 году, по-прежнему зависят от краткосрочного финансирования и вряд ли ситуация улучшится.
Но все это не станет основанием для повторения ситуации, в которой банковский сектор тогда оказался, уверены опрошенные аналитики. "По сравнению с 2008 годом, в 2012 году актуально двукратное увеличение чистой прибыли банков, - отметил Осин. - Примерно на 700 миллиардов рублей с 2009 года по 2011 год сократились внешние пассивы".
Аналитик напомнил, что в 2009 году рейтинговые агентства оценивали доли проблемных кредитов российских банков в 40-60%, но даже в тех условиях сценарий такого масштабного роста "плохих" долгов не был реализован. "Сейчас же ситуация в банковском секторе РФ стабильна, достаточно надежно защищена от такого рода сценариев", - резюмирует Осин.
ВАЛЮТА И ИНДЕКСЫ В ОЖИДАНИИ
На валютном и фондовом рынках пока все относительно спокойно - развитие ситуации там зависит от того, как будут разворачиваться события в глобальной экономике, полагают аналитики. Они напомнили, что ЦБ РФ ушел от таргетирования валютных курсов, поэтому рубль сейчас значительно сильнее привязан к ценам на нефть, нежели несколько лет назад. Это объясняет его сильную волатильность в последнее время.
Тихомиров из "Открытия Капитал", отмечает, что рубль уже довольно долго стабилен в пределах широкого диапазона в 30-34 рубля за доллар, та же ситуация с корзиной валют. Волатильность на валютном рынке будет продолжаться, отыгрывая основные влияющие на экономику факторы, считают эксперты.
Значимая девальвация рубля, по их мнению, маловероятна. "Подобное возможно в случае резкого снижения цен на нефть или глобального аппетита инвесторов к риску в связи с углублением кризиса в еврозоне или замедлением темпов роста ВВП США", - считает Богдюкевич из АТОНа.
Фондовый рынок после спада в мае-июне (тогда нефть со 120 долларов за баррель упала до 90, за ней последовали и индексы) достиг локальных максимумов и застыл в ожидании решений ФРС и ЕЦБ по поддержке экономики, а также развития ситуации в Греции. "Если сигналы будут положительными, возможен новый виток роста или сохранение текущей ситуации, в противном случае, неизбежна коррекция", - рассуждает Богдюкевич.
Но уровня 2008 года спад не достигнет. "Тогда фондовые рынки лавинообразно рухнули из-за срабатывания margin call по залогам. Сейчас этого нет, роль играет макроэкономика, вернее, отсутствие положительных сигналов оттуда", - поясняет Девятов из "Уралсиб Кэпитал".
ВЫВОДЫ: ОБЖЕГШИСЬ НА МОЛОКЕ...
В целом эксперты не ожидают глубокого спада экономики, скорее речь идет о начале периода стагнации и замедления роста в ближайшие полгода-год. Темпы и характер этого замедления будут зависеть от состояния дел в Европе, в том числе, воплощения прогнозов о распаде еврозоны, и восстановления экономики США. Многое зависит и от Азии, прежде всего, от Китая. Россия будет идти в русле глобальных трендов, более прочих реагируя на динамику нефтяных цен.
При этом РФ значительно лучше подготовлена к возможному кризису, чем четыре года назад. "Тогда мало кто прогнозировал спад, все случилось неожиданно. Сейчас и власти, и бизнес готовы к любым сценариям, и вместо речей об „островке стабильности" разрабатывают антикризисные бюджеты и программы", - отметил Тихомиров.
Размер антикризисного пакета - как суммы Резервного фонда, ФНБ, капитала и резервов банков - равен 21% ВВП РФ. В октябре 2008 года данный показатель равнялся 22%», напомнил Осин. Вероятность развития масштабной «второй волны» он оценивает не более чем в 30-40%.
Наталья Карнова, Прайм
| |