|
ФГУП «Почта России» празднует свой 10-летний юбилей: 5 сентября 2002 года правительство РФ приняло решение о создании единой компании на базе разрозненных региональных управлений почтовой связи, что положило начало реформированию отрасли.
До 2002 года национальной почтовой службы и де-факто единого почтового пространства в России не существовало - в каждом регионе действовали территориальные управления, каждое из которых являлось самостоятельным юридическим лицом и предлагало клиентам собственные наборы услуг, руководствуясь своими подходами к организации работы. Это предопределяло неравенство жителей разных субъектов РФ в доступе и качестве почтового обслуживания. Производственная база почты была слабой, большинство процессов проводилось вручную, процент автоматизации и механизации труда оставался крайне низким.
Сегодня «Почта России» включает в себя 87 филиалов и 42 тысячи отделений на всей территории РФ, причем 75% из них - в сельской местности. Предприятие ежегодно обрабатывает и доставляет более 1,5 миллиарда писем, 50 миллионов посылок и 100 миллионов денежных переводов. В 2009 году впервые за несколько лет «Почта России» вышла на безубыточность. Этого удалось достичь благодаря диверсификации бизнеса: сегодня «Почта» оказывает более 100 видов услуг - почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и так далее.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Вместе с тем, пользователи часто недовольны качеством традиционных почтовых услуг, предоставляемых предприятием, высказывая, в частности, претензии к срокам доставки почтовых отправлений.
«Почта» признает недостатки своей деятельности. Как сообщил «Прайму» представитель предприятия Александр Тимофеев, в 2011 году «Почта» доставила 54 миллиона посылок, потеряв при этом около 7 тысяч. Что касается сроков доставки, то, к примеру, в Москве «Почте» пока удается соблюсти норматив (доставка на третий день после отправки) лишь на 60%.
Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, почтовое предприятие реализует ряд мер по модернизации своей инфраструктуры.
Так, в 2009 году стартовал проект по развитию сети автоматизированных сортировочных центров (АСЦ), которые позволят свести к минимуму долю ручного труда в процессе обработки и сортировки почты, а в результате - сократить сроки доставки почтовых отправлений. До этого почта фактически сортировалась вручную, и, к примеру, в Москве в 2008 году предприятие было практически не в состоянии принимать отправления от корпоративных клиентов. В 2009 году первый центр был открыт в Москве, затем - в Санкт-Петербурге, планируется строительство таких АСЦ еще более чем в 10 городах.
Для сокращения сроков доставки почты предприятие решило до конца года оснастить весь свой транспорт оборудованием ГЛОНАСС. Также «Почта» планирует реализовать проект по внедрению автоматизированной системы мониторинга прохождения почтовых отправлений с использованием радиометок, модернизации ИТ-инфраструктуры и так далее.
Кроме того, российская «Почта» договаривается с иностранными почтовыми администрациями о том, чтобы корреспонденция сортировалась сразу в стране отправителя. Сейчас почта, отправляемая из Китая на Дальний Восток, сначала «прилетает» в Москву, где сортируется и лишь затем пересылается конечному получателю. Сроки доставки значительно сократятся, если такие посылки будут сортироваться в Китае и сразу отправляться во Владивосток, пояснил Тимофеев.
В ближайших планах «Почты» - ввести sms-информирование клиентов о поступлении посылки.
Для снижения доли утраченных посылок «Почта» также планирует ряд мер. В частности - изменить форму ярлыка, на котором указываются адресные данные отправителя и получателя посылок. Сейчас при транспортировке ярлыки часто теряются, и предприятия не может идентифицировать, чья это посылка.
Помимо этого, предприятием внедряются технологии гибридной почты, которые позволяют сократить сроки прохождения почты на 30-40%, развиваются автоматизированные процессы выдачи посылок с использованием сетей почтоматов.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Как ожидается, изменения коснутся и организационной структуры «Почты России». В планах российского правительства - преобразование организационно-правовой формы «Почты России» из ФГУПа в открытое акционерное общество (ОАО) со 100%-ным госучастием. По оценке консалтинговой компании Boston Consulting Group, только за счет преобразования организационной структуры «Почта России» сможет экономить 4-6 миллиардов рублей в год.
Для акционирования «Почты» необходимо принять поправки в закон о почтовой связи, в настоящее время его проект согласовывается.
Татьяна Белякова, Прайм.
| |