|
«Близкого врага» решено было «попридержать» до лучших времен. Конечно, кино - не коньяк, от выдержки оно само лучше не станет. Но, вполне возможно, что выдержка изменит зрителя. Хочется верить, что, насмотревшись за это время российского кино разного качества, он стал требовательнее, искушеннее и избирательнее.
Пусть вас не обманывает постер картины - Дмитрий Дюжев вовсе не тот самый враг главной героини, хотя он так злобно притаился у нее за спиной. Все гораздо трагичнее. Полина (Евгения Трофимова) - приемная дочь вора в законе Захара (великолепная работа Сергея Грекова), который контролирует грузинский городок Батуми. С детства Полина влюблена в одного из подопечных своего отца Олега «Красавчика» (Дмитрий Дюжев). Однажды Полина с Олегом решают пожениться, но Захар не одобряет выбора дочери. Когда же Олег ввязывается в дело с наркотрафиком и допускает оплошность, воры убивают его с молчаливого согласия Захара. Полина начинает мстить, одного за другим уничтожая людей, среди которых выросла.
У картины Атанесяна масса достоинств. Например, в ней много прекрасных актерских работ (Сергей Греков, Нелли Уварова , Николай Добрынин, Андрей Панин). Есть даже актерское открытие - фигурист и олимпийский чемпион Роман Костомаров оказался на удивление убедительным и достоверным в роли наркомана и предателя Коли, из-за которого убивают Олега. Может, в каких-то отдельных сценах в нем еще чувствуются остатки робости и зажима, но в целом Костомаров, впервые появившийся на большом экране (до этого был только сериал «Жаркий лед»), выглядит куда органичнее многих наших начинающих медийных псевдозвезд. Но, пожалуй, первое и главное достоинство «Близкого врага» - это сама история и очень крепкий сценарий. За «подлинность страстей и правду характеров в предлагаемых обстоятельствах» (а также типажей и диалогов) здесь переживать не приходится. Видно, слышно и подтверждено словами режиссера, что и он сам, и исполнительница главной роли выросли в криминальном мире и немало знают о его законах. Сценарий вычитывали 5 американских и 3 российских редактора, за диалогами следили консультанты, в свое время прошедшие преступный путь.
Любопытно, что первой появилась не история «Близкого врага», а ее сиквел - месть главной героини. И только потом была написана предыстория о том, как и почему Полина начала эту месть. Здесь, правда, зритель может столкнуться с двумя небольшими загвоздками. Во-первых, очень мало экранного времени отведено на собственно историю любви Полины и Олега. Любовь в «Близком враге» является главной движущей силой всех дальнейших поступков героини, которая мстит за убийство мужа. Но когда герой Дюжева возвращается на родину спустя 10 лет и впервые видит повзрослевшую Полину, у нас есть всего три крохотных сцены (встреча героев, загородный пикник и разговор Олега с Захаром), чтобы поверить в его чувство, потому что через три сцены - уже свадьба. Как и почему ловелас Олег полюбил Полину - не очень понятно. Мы не успеваем поверить в его любовь, и приходится принять этот факт как условность, хотя в криминальных драмах подобных условностей быть не должно.
А во-вторых, поскольку сиквел еще не снят, не совсем понятно, как в данном контексте трактовать финал «Близкого врага». Потому что убийства воров по логике их же, воровских законов непростительны. И по идее героиня «приговорена» - Полину должны были убить сразу, стоило ей только выйти из тени. Однако, исповедовавшись следователю и почтив память всех, кого она потеряла, Полина уходит в неизвестность живая и невредимая... Но оговоримся, что эти мысли приходят в голову только спустя какое-то время после просмотра и только тем, кто склонен рефлексировать и придираться. В процессе об этом не думаешь, потому что сюжет действительно держит в напряжении. Так что остается поздравить создателей фильма с прекрасной работой и надеяться, что повзрослевший российский зритель как минимум дойдет до кинотеатра, а максимум - тоже оценит все вышеперечисленные достоинства этой картины.
| |