|
На Венецианском фестивале одной из самых скандальных премьер стал фильм американского режиссера Хармони Корина «Отвязные каникулы»: критики уже сделали его своим фаворитом, дело за жюри. Картину посмотрел обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
«Отвязные каникулы» - название, вроде бы, сулит невинное киноразвлечение для тинейджеров: даже оригинальный английский заголовок этой американской картины, представленной в конкурсе 69-го Венецианского фестиваля, Spring Breakers, не обещает ничего скандального (речь о традиции весенних каникул на море, столь дорогой школьникам в Штатах). Однако уже начало фильма повергло многих в шок: пожилая леди, сидевшая рядом со мной в переполненном зале, ушла минут через десять, и не была единственной.
Под агрессивную танцевальную музыку и свет слепящих дискотечных огней на экране раздетые практически догола молодые люди и девушки, как животные, дергались в ритм, поливая друг друга пивом: казалось, будто в эту беспорядочную, потную и счастливую толпу поневоле вовлечен каждый, кто сидел в зале. Эти кадры, заметим, документальны, а дальше начинается сюжет, изобретенный автором «Отвязных каникул» - завзятым провокатором и экспериментатором Хармони Корином, который божился, что перешел от авангарда к мейнстримному жанровому кино, но, как водится, обманул. Сценарист скандальных «Деток», американский соратник Ларса фон Триера по движению «Догмы» и создатель возмутительных «Трахальщиков мусорных баков», снятых на видеокассету, пригласил в свой новый фильм суперзвезд, в частности, номинанта «Оскара» Джеймса Франко, ставшего на экране золотозубым рэпером-наркоторговцем с дредами и татуировками, и, что еще удивительнее, Селену Гомез, самую популярную девочку из детских телешоу МTV, ныне созревшую до кондиции, заставившей многих уронить челюсть. Селена, получившая в «Отвязных каникулах» имя Faith, то есть «Вера», - лишь одна из четверых девиц, отправляющихся на недельку во Флориду, перед этим ограбив кабак в родном городке.
Четыре старшеклассницы с головой ныряют в водоворот дешевого алкоголя, кокаина и марихуаны, тут же попадая за решетку, а оттуда - прямиком в объятья выкупившего их бандита по кличке Элиен: он снабдит красоток, выходящих на люди исключительно в бикини, автоматами Калашникова и балаклавами, которые неминуемо вызовут у российской публики специфические ассоциации, а потом начнется череда таких событий, которая запросто может не позволить «Отвязным каникулам» получить прокатное удостоверение и попасть на наши экраны.
Наглый и эффектный фильм, использующий все существующие клише современной молодежной субкультуры, доводит их до тошнотворной концентрации и наглядно разоблачает миф об американской мечте. Говоря проще, в оболочке легкомысленной комедии оказалась настоящая бомба, которую выдержит психика не любого зрителя, включая, вероятно, и членов жюри. Жаль если так: награждение подобной картины было бы подлинно радикальным жестом.
| |