|
На ВВЦ открылась 25-я Московская Международная книжная выставка-ярмарка. Главная тема выставки - год российской истории. Юбилейная выставка-ярмарка собрала рекордные полторы тысячи издательств из 45 стран.
Посетителей книжной выставки встречают императорские гвардейцы - барабанным боем. Год российской истории - главная тема. Ярмарка - 25-я по счету - отмечает 1150-летие российской государственности, 150 лет - Петру Столыпину и 200 - Отечественной войне. Реконструкторы в костюмах образца 1812 года переворачивают страницы увеличенной копии издания «Бородинская битва», над которым трудились десятки историков и дизайнеров. Карты раскладываются, гренадер надевает кивер, прямо на странице происходит смена позиций после битвы за Шевардинский редут. Сражение разворачивается на глазах, а бумажные часы помогают следить за временем.
«Это вот такая вот штука с биографиями французских маршалов и генералов, сделанная как настоящая французская газета. Это настоящий заголовок, газета Journal de Empire за тот самый день, когда в этой газете появилось сообщение о Бородинском сражении. А вот это параллельно такая же история с настоящим заголовком газеты "Северная почта", - показывает соавтор книги "Бородинская битва", сотрудник издательства "Лабиринт" Екатерина Бунтман.
Актер и отец четверых детей Оскар Кучера на площадке издательства "Эксмо" проводит мастер-класс для родителей - как читать ребенку книги.
"Я вспоминаю то, что я в детстве читал, что мне было интересно, что мне родители читали. И пытаюсь. Некоторые книги не идут, говорят: не очень интересно. Некоторые книги младшему не очень интересны, допустим, рассказы Носова, а старший просто обожает. Потом проходит год, я возвращаюсь к Носову - с большим удовольствием воспринимает уже младший", - делится актер.
"Читайте детям книги" - советует и Чулпан Хаматова с плаката, изданного "Эксмо". Это не реклама - социальный проект, в котором известные артисты - Лев Дуров, Михаил Шац, Татьяна Лазарева - участвуют бесплатно. 600 таких обращений уже висят на улицах 10 городов. Сняты и видеоролики.
"Они сделаны в этой же стилистике, но более жесткие. Когда у папы спрашивают: „Пап, почитай", а папа занят, папа смотрит телевизор. Потом проходит 15 лет, через 15 лет девочка вся в наколках, пьющая и курящая, говорит: „А зачем мне институт?" И, собственно, слоган такой: „Вас просили почитать", - говорит директор по брэндингу издательства „Эксмо" Владимир Чичерин.
Стенд „Эксмо" по традиции напротив стенда „АСТ". Два крупнейших издательства России как конкуренты выступают, возможно, в последний раз - компании объявили о слиянии. Чем это обернется для книжного рынка, директор выставки-ярмарки Николай Овсянников предположить не берется. Для ярмарки же, говорит, это не сулит ничего хорошего. Так, чтобы оправиться от кризиса 2008 года, издательства „Просвещение", „Дрофа" и „Олма" создали холдинг и представили в этот раз один стенд - он оказался значительно меньше и беднее, чем когда они выступали по отдельности. Овсянников признается: боялся, что так же поступят „Эксмо" и „АСТ".
„АСТ" вначале забронировали площадь, но потом отказались. Когда провели переговоры о слиянии, они отказались от стенда. Но в последний момент они пришли и сказали, что чтобы не шокировать нашу публику, наших читателей-книголюбов, мы на этой ярмарке будем отдельным стендом, чтобы сразу не пугать", - рассказал директор XXV Московской Международной выставки ярмарки Николай Овсянников.
Эксперты опасаются, что новый книжный монополист будет навязывать читателям свои вкусы, а издательства поменьше просто не выдержат конкуренции. Впрочем, добавляет Николай Овсянников, пока, несмотря на слияния, издательств в России меньше не стало. И ярмарка на ВВЦ по-прежнему - главное книжное событие года. К нему издатели подгадывают выпуск новинок и приглашают известных авторов. Так, Андрей Битов представил читателям свою новую книгу "Багажъ". Как говорит писатель, это памятник дружбе - с Беллой Ахмадулиной, Резо Габриадзе, Юзом Алешковским и Михаилом Жванецким, их инициалы и составили аббревиатуру "Багажъ". На "Авторской площадке" вместе с Андреем Битовым выступают фавориты публики. Организаторы провели опрос в соцсетях, кого читатели больше всего хотят видеть. В список попал Захар Прилепин. Писателя спрашивают, конкурирует ли он с Виктором Пелевиным? Отвечает: "Нет, мы находимся на разных полюсах".
"В русской литературе последние несколько лет основной тренд был писать про ненормальное, про алогичное, неэстетичное, неэтичное. А я для себя стал описывать какие-то традиционные, базовые, неотъемлемые ценности", - делится писатель Захар Прилепин.
На "Авторской площадке" - "буккроссинг" или книговорот. Так называется популярное во многих странах увлечение, близкое к флешмобу. Книги из этого шкафа может взять почитать любой посетитель выставки-ярмарки. Но взамен надо оставить свои. Например, кто-то хочет взять Пушкина. Взамен оставляет "Сказки" Корнея Чуковского. Условие для "буккроссинга" одно - надо зарегистрироваться на странице "Авторской площадки" в социальной сети "ВКонтакте" и написать, почему ты хочешь взять ту или иную книгу и чем для читателей будет интересна твоя.
Юбилейная книжная выставка-ярмарка собрала рекордные полторы тысячи издательств из 45 стран. В год 200-летия победы над Наполеоном в качестве почетных гостей пригласили французов. Их стенды подчеркнуто антивоенные. Акцент - на детской литературе.
| |