|
Инсталляция из базальтовых глыб, запись экскурсии для мертвого зайца и другие работы духовного лидера концептуализма
То, что в России до сих пор не было ни одной выставки Йозефа Бойса (1921-1986), знаковой фигуры для послевоенного европейского искусства, участника крупнейшей международной выставки Documenta, говорит о том, как медленно и выборочно наши музеи реагируют на происходящее за пределами страны. По уровню популярности в мире Бойса сегодня можно сравнить даже с Уорхолом. Художники, к слову, были знакомы и по большому счету говорили об одном и том же - о консьюмеристской культуре. Только Бойс, гуру политического искусства и духовный лидер концептуализма, высмеивал ее и критиковал, а Уорхол, король поп-арта, прославлял и мягко над ней иронизировал.
На выставку в ММСИ, которая проходит при поддержке Гете-института в Москве, привезут важнейшие вещи из лучших немецких музейных собраний, в том числе из берлинского музея Хамбургер Банхоф, где хранится самая большая коллекция работ Бойса. Так что первое знакомство российской публики с художником должно стать если не исчерпывающим, то вполне основательным. По словам куратора и специалиста по творчеству Бойса Ойгена Блуме, выставка должна резюмировать взгляды художника, представить их во всем многообразии. Неслучайно ее назвали так же, как и манифест 1978 года «Призыв к альтернативе», в котором Бойс подробно излагал свои общественно-политические воззрения, раздумывая, что делать с социально несправедливым обществом.
Один из его ответов - преобразовывать мир посредством творческой и политической практики, распространить искусство во все сферы жизни (отсюда любовь Бойса к тиражированию работ и его идея «социальной скульптуры», которая подразумевала, что каждый человек должен относиться к обществу как художник и участвовать в его формировании). В ММСИ покажут «Конец ХХ века» - инсталляцию, состоящую из огромных продолговатых базальтовых глыб. Внутри каждой есть конусообразное отверстие, начиненное слоями из небольших камней, глины и фетра.
Разложенные в случайном порядке, эти глыбы похожи на трупы. Отсылок к войне, ранениям, выживанию в работах Бойса вообще очень много - во время Второй мировой он служил в Люфтваффе, и его самолет был сбит советским истребителем над Крымом. Этот биографический факт Бойс превратил в источник мистификаций и магических интерпретаций. В частности, любил рассказывать, как после крушения он долго пролежал в снегу, а потом был спасен кочующими крымскими татарами и шаманами, которые обложили его тело жиром, «чтобы разогреть», а затем обернули в войлочное покрывало, «чтобы сохранить тепло». Неслучайно он потом так часто использовал в своих работах жир и войлок.
В таком же войлочном покрывале Бойс явился в галерею Рональда Фельдмана в Нью-Йорке, где в 1974 году прошел перформанс «Я люблю Америку, и Америка любит меня», видео которого можно увидеть на выставке. Три дня художник прожил в одной комнате с диким койотом, символическим для Америки животным. Больше в эти дни он ни с кем не общался, более того, отказался даже ступать на американскую землю (из самолета Бойса вынесли на носилках, а привезли в галерею и увезли из нее на скорой помощи) - так он выразил свой протест против войны во Вьетнаме.
Покажут видео и другого знаменитого перформанса - «Как объяснить картины мертвому зайцу», который прошел во время персональной выставки художника в Дюссельдорфе в 1965 году. Бойс тогда закрылся в галерее изнутри, а посетители наблюдали за ним через окна - художник, чье лицо было обмазано медом и покрыто тонкими листами золота, проводил экскурсию по своей выставке для мертвого зайца. Процесс истолкования, объяснения искусства был для него важен, но, что примечательно, совершенно лишен слов - во время экскурсии он использовал только мимику и жесты.
Кроме записи перформансов, инсталляций и скульптур в Москву привезут тиражные работы художника, объекты, рисунки и записи лекций: Бойс был одним из самых популярных преподавателей Академии художеств в Дюссельдорфе.
| |