|
В 2012 году в России прошли соревнования мирового масштаба по мотоспорту. Что будет дальше и станет ли мотоспорт по-настоящему массовым и привлекательным для спонсоров?
В конце августа на трассе Moscow Raceway состоялся первый в истории российский этап чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классах Superbike и Supersport - событие в сфере мотоспорта, значение которого трудно переоценить. За три дня соревнование посетили больше 30 тысяч человек, а трансляцию с чемпионата в прямом эфире вёл ведущий спортивный телеканал «Россия 2». За месяц до этого в Ивановской области прошёл российский этап чемпионата мира по мотокроссу в классах MX1 и MX2 и снова при большом числе зрителей. По данным агентства спортивного маркетинга In-Sport Marketing, на данный момент в России 1,5 миллиона человек увлекаются мотоспортом и их число увеличивается ежегодно на 20-25%. Согласно исследованию агентства, мотоспорт входит в десятку самых популярных в России видов спорта, наравне с волейболом и лёгкой атлетикой. Наибольшую популярность среди аудитории мотоспорт имеет в Москве и МО, Санкт-Петербурге, Свердловской область, Республике Башкортостан, Самарской область и Краснодарском крае. Связано это с определённой историей проведения в этих регионах крупных российских и международных соревнований по популярным дисциплинам. Мотоциклетная федерация России выделяет 15 основных дисциплин: шоссейно-кольцевые мотогонки, мотокросс, спидвей, эндуро, фристайл, триал, снегоходы и другие. В ряде дисциплин Россия уверенно лидирует на мировом уровне. Например, в гаревом и ледовом спидвее российские спортсмены регулярно занимают первые места на международных соревнованиях или в мотоболе, где россияне без особых проблем побеждают на Чемпионате Европы уже 7 лет подряд. В России, наибольшей популярностью пользуется мотокросс, спидвей и шоссейно-кольцевые мотогонки. «Рынок мотоспорта в России имеет отличные перспективы. Пару лет назад огромный рост популярности наблюдался у гонок серии Формула-1, что связано со спортивными успехами российского гонщика Виталия Петрова, - поясняет Андрей Казаков, исполнительный директор агентства In-Sport Marketing. - Из видов спорта "второго эшелона" Формула-1 за несколько лет стала одним из самых популярных, опережая на данный момент баскетбол и теннис. Аналогичная ситуация может произойти и в мотоспорте, благодаря грамотному спортивному менеджменту, проведению в России таких крупных соревнований, как этапы чемпионатов мира по различным мотоциклетным дисциплинам и успешному выступлению российских спортсменов на международной арене». Существует ряд факторов, тормозящих развитие мотоспорта в России. Во-первых, высокие материальные затраты на технику - по статистике лишь каждый второй, из увлекающихся мотоспортом людей, имеет собственный мотоцикл, а число профессионально занимающих мотоспортом составляет всего несколько тысяч человек. Во-вторых, только в последние годы в мотоспорте начали появляться профессиональные промоутеры международного уровня. Тем не менее финансирование большинства российских соревнований по-прежнему не окупается и осуществляется за счет средств бюджета и частного капитала. В-третьих, низкий уровень интереса со стороны федеральных каналов ограничивает крупных спонсоров в инвестировании рекламных бюджетов в мотоспорт - эфирное время для трансляций отдается более рейтинговым видам спорта, куда и уходят основные спонсорские деньги. По словам Андрея Казакова, исполнительного директора агентства In-Sport Marketing, в настоящий момент основными спонсорами мотоциклетных соревнований являются производители энергетических напитков, производители и продавцы мототехники, моторных масел, оборудования и аксессуаров для мотоциклов и мотоциклистов, топливно-энергетические компании. В подавляющем большинстве случаев сотрудничество с организаторами осуществляется на бартерной основе, прямое финансирование носит исключительный характер. Несмотря на это, у мотоспорта в России хороший маркетинговый потенциал, который важно правильно реализовать. Уже сейчас можно говорить о том, что формируется интерес у компаний, не связанных напрямую с этим рынком - финансовые, страховые и телекоммуникационные компании. В первую очередь их интересует целевая аудитория мотоциклетных событий - преимущественно мужчины в возрасте от 20 до 45 лет, с высшим образованием, имеющие материальный достаток средний и выше среднего, квалифицированные специалисты, служащие и руководители, обладающие активной жизненной позицией. За последние два года упоминаемость ряда мотоциклетных дисциплин в СМИ выросла более чем на 70%, что делает их лидерами по динамике роста популярности среди других видов спорта. Появляются спортсмены мирового уровня, которые, проводя аналогию с Виталием Петровым, способны вывести мотоспорт в России на новый уровень. В классе Supersport («младший» аналог Superbike с двигателями меньшего объема) успешно выступает Владимир Леонов, который на прошедшем российском этапе занял третье место, в мотокроссе регулярно попадает в пятерку лидеров Евгений Бобрышев, не говоря уже о безоговорочном лидерстве российских спортсменов в международных соревнованиях по спидвею. При правильном управлении мотоциклетные соревнования в России способны привлекать аудиторию в несколько миллионов активных зрителей и даже больше. Такая аудитория интересна крупному бизнесу - последуют инвестиции, которые позволят мотоспорту в России выйти на европейский уровень популярности.
| |