|
Российские ВВС провели масштабные учения дальней авиации. В воздух поднялись около 90 самолетов с десяти аэродромов страны. В их числе - все стратегические ракетоносцы авиабазы в Энгельсе. Экипажи отрабатывали взаимодействие при выполнении боевых задач.
Яркое облако цвета охры позади самолета, короткий разбег - и флагман стратегической авиации России, ракетоносец Ту-160, взмывает в небо. Выйти из-под удара противника, вылететь в заданную точку, под прикрытием своих истребителей выполнить тактические пуски ракет, дать воздушный бой истребителям врага. Такие масштабные задачи перед авиабазой были поставлены впервые за всю историю ее существования. И многие выполняли их впервые. «Практически половина летных экипажей - это молодые командиры кораблей, которые буквально год-два назад закончили курсы в Рязани», - рассказывает Анатолий Жихарев, командующий дальней авиацией ВВС России.
Как и в любом другом чисто мужском деле, в дальней авиации - свои семейные династии. Отец Сергея Рыжова был главным штурманом летного полка. Теперь уже его сын, только что закончивший училище, прокладывает маршрут стратегического ракетоносца и глушит радиолокаторы противника. «У меня с детства самолеты над головой, - объясняет он. - Поэтому вопросов с выбором профессии не было, я после школы поступил в Челябинское училище штурманов. Потом по распределению попал сюда. В 2000-х было сложное время, и отец был даже против, но я не видел себя в другой профессии.»
В начале 2000-х максимальный налет экипажа Ту-160 или Ту-95 не превышал тридцати часов. Не хватало горючего. Сегодня эта цифра в десять раз больше. В практику вошли многочасовые полеты на так называемые «маршруты ядерного сдерживания». Бомбардировщики и ракетоносцы принимали непосредственное участие и в недавних локальных конфликтах. Сегодняшние учения - это демонстрация максимальной боевой готовности огромного количества техники. И, конечно, людей. Александр Кокарев, командир эскадрильи Ту-95МС, признается: «Я уверен в своих летчиках. Они могут выполнить поставленную задачу».
До сих пор сложнейшим этапом выполнения боевой задачи остается дозаправка в воздухе. Скорость - 600 километров в час, вес заправщика и ракетоносца - несколько сотен тонн, а расстояние между ними всего 20 метров, причем в режиме автопилота летит только заправщик, принимающая сторона пилотирует самолет вручную. В идеальной спарке нужно продержаться почти полчаса.
На сегодняшний день максимальная продолжительность полета турбовинтового Ту-95 составляет 42 часа с четырьмя дозаправками. В Энгельсе готовы побить собственный рекорд, если такая задача будет поставлена. Общее количество взлетов и посадок, совершенных за время проведения учений, никто даже не брался подсчитывать. Всего за четыре дня проведения летно-тактических мероприятий в воздух поднялось 90 самолетов. Можно сказать, была задействована большая часть дальней авиации России. Разбор полетов еще предстоит, но уже понятно, что со всеми поставленными задачами летчики справились успешно.
| |